Психолингвистика_РПД_ 44.03.05._ История и иностранный язык_РПД_44.03.05_ История и иностранный язык (английский язык)

Аннотация

Психолингвистика

Направление подготовки: 44.03.05
Профиль: История и иностранный язык

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа)

Цель дисциплины: формирование представлений о процессах речепроизводства и речевосприятия для использования психолингвистического знания в проблемных областях современной коммуникации.

Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Психолингвистика» относится к вариативной части профессиональной образовательной программы и является дисциплиной по выбору студента (Б1. В. ДВ. 14.01)

Основные разделы содержания

Модуль 1. Психолингвистика как наука.
Тема 1. Общая психолингвистика. Смена парадигм в науке о языке: сравнительно-историческая парадигма, системно-структурная парадигма, антропоцентрическая парадигма.
Разделы психолингвистики. Объект и предмет. Общие теоретические положения. Цель и актуальные проблемы психолингвистики. Ее место в кругу других гуманитарных наук.
Ключевые понятия психолингвистики: языковая способность человека, речевая деятельность, онтогенез речи, производство речи, восприятие речи, фоносемантика, значение и смысл, языковая личность.
Тема 2. Языковая способность человека. Язык, речь и речевая деятельность. Модели речевой деятельности. Онтогенез речи. Язык детей. Жестовые языки. Скиннер vs. Хомский. Билингвизм и его типы. Слово в сознании человека. Текст как объект психолингвистики.
Тема 3. Язык и ментальность. Соотношение языка и мышления. Различные подходы к определению ментальности. Роль среды в процессе формирования языковой личности. Стереотипы языка и мышления. Отражение стереотипных представлений на примере этнонимов.

Модуль 2. Язык в свете психолингвистики.
Тема 4. Разные виды знания и их представление в языке.
Научное и донаучное знание. Лингвистическая картина мира. Цветообозначения в различных языках. Система счисления. Наиболее простые системы счета (один-два-три-много), счет по частям тела, классификационные системы счета, системы счета с разными основаниями (четверичная, пятеричная: двадцатеричная и т.д.). Грамматическое число. Термины родства у разных народов. Пространство и время в языке. Когнитивная метафора. Синестетическая метафора.
Тема 5. Эксперимент в психолингвистике. Роль эксперимента в психолингвистике. Группы экспериментов. Формирующий эксперимент. Ассоциативный эксперимент. Семантический дифференциал. Градуальное шкалирование. Методика прямого толкования слова. Методика незаконченного предложения. Сбор и интерпретация результатов.

Планируемые результаты освоения

ОК-4 -- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОК-5 — способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
ОПК-5 — владение основами профессиональной этики и речевой культуры;
ПК-12 – способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Составитель
К.ф.н., доцент кафедры английского языка М.А. Битнер

Описание

Предмет
Психолингвистика_РПД_ 44.03.05._ История и иностранный язык
Кафедра
Кафедра английского языка
Образовательная программа
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - История и иностранный язык (английский язык) (о)

Скачать