История языка_РПД_44.03.05_ История и иностранный язык (английский язык)

Аннотация

Направление подготовки: 44.03.05. Педагогическое образование
Профиль: История и иностранный язык

Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетных единицы (72 часа)

Цель дисциплины: ознакомление студентов с периодами развития английского языка, закономерностями этого развития, а также с основными лингвистическими теориями о возникновении и развитии языка.

Место дисциплины в структуре образовательной программы: вариативная часть основной образовательной программы

Основные разделы содержания

Модуль 1. Введение в германскую филологию

Тема 1. Сравнительно исторический метод в языкознании. Внешняя и внутренняя история языка. Синхрония и диахрония. Проблема языковых изменений. Области исторического изучения языка: исторические фонетика, морфология, словообразование, синтаксис, лексикология. Основные задачи курса истории языка и принципы его построения. Место германской группы языков среди индоевропейских языков и ее состав. Общие черты фонетического и морфологического строя, свойственные германским и другим индоевропейским языкам.

Тема 2. Исторические и лингвистические условия формирования изучаемого языка.
Периодизация истории изучаемого языка. Критерии периодизации. Характеристика основных периодов. Языковые памятники каждого периода. "Беовульф" - важнейший памятник древнеанглийской поэзии. Гимн Кэдмона, поэмы Кюневульфа - основные памятники нортумбрийского диалекта. Сочинения короля Альфреда и др. памятники уэссекского диалекта. Памятники кентского и мерсийского диалектов. Кентерберийские рассказы Дж. Чосера. Творчество У. Шекспира.

Христианизация и распространение латинской письменности. Древнеанглийское письмо; смешанный характер древнеанглийского алфавита. Культурно-исторические предпосылки развития письменной формы древнеанглийского языка в IX-X вв. Уэссекская письменная норма и сфера ее распространения. Взаимоотношения латинской и древнеанглийской письменности на протяжении древнего периода.

Модуль 2. Исторические изменения в языке

Тема 3. Древнеанглийский период в истории языка.
Историческая фонетика. Становление фонемной системы изучаемого языка. Основные тенденции развития фонемной системы изучаемого языка. Историческая грамматика. Становление грамматических категорий изучаемого языка. Основные тенденции развития грамматического строя изучаемого языка. Становление словарного состава изучаемого языка. Основные тенденции развития словарного состава изучаемого языка.

Тема 4. Среднеанглийский и новоанглийский периоды в истории языка
Характеристики системы вокализма и консонантизма. Оособенности грамматического строя по сравнению с древнианглийским и новоанглийским периодами. Лексическая подсистема ее особенности.


Планируемые результаты обучения:
ОК-1 – способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения; ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции.

Составитель:
К.ф.н., доцент кафедры английского языка М.А. Битнер

Описание

Предмет
История языка
Кафедра
Кафедра английского языка
Образовательная программа
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - История и иностранный язык (английский язык) (о)

Скачать