Сурдопедагогика; Вербальные и невербальные средства коммуникации лиц с нарушенным слухом (Русский жестовый язык)

Аннотация

Курс посвящен знакомству с основами теории о невербальной и вербальной коммуникации лиц с нарушенным слухом, а также практическому освоению жестового словаря из системы русского жестового языка для глухих людей.

Цель курса: овладение первичными навыками использования средств русского жестового языка и дактилологией.

Курс рассчитан на 2 зачетные единицы, 72 часа.

Курс рекомендован к освоению обучающимися бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и магистратуры по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Используемые технологии: интерактивные лекции, тестирование, самоанализ, практикумы (практическое овладение словами - жестами, их оформление во фразы с соблюдением грамматики и морфологии русского жестового языка).

Результаты обучения:

1. Способность к общению с лицами, имеющими нарушения слуха, при помощи специальных вербальных и невербальных средств коммуникации;

2. Готовность к психолого - педагогическому сопровождению неслышащих детей в образовательном процессе с использованием специальных вербальных и невербальных средств.

Сформированность данных компетенций является основной для освоения новой востребованной на территории Красноярского края и РФ профессии - переводчика русского жестового языка.

Формат курса: курс состоит из видеолекций двух типов. Первый тип: теоретические основы о невербальной и вербальной коммуникации лиц с нарушенным слухом, второй тип: видеозаписи тематического исполнения слов - жестов. Также предусмотрено тестирование, практические задания по узнаванию слов - жестов, фраз, их описанию (переводу), практикум по дактилированию.

Структура курса:

Дерзайте, господа студенты! Общий блок ко всему курсу
Аннотация курса
Мeтодические рекомендации к прохождению курса для слушателей
Мeтодические рекомендации к прохождению курса для педагогов, тьютеров
РПД ВЕРБAЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ (НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА)
Объявлeния: события курса Форум
Взаимодеeйтвие участников курса: вопрос-ответ Форум
ЧAТ (посмотрите в блок «пользователи онлайн» - вы можете общаться в данный момент)
Онлайн сeминар Видеоконференция BigBlueButton
Глоссaрий курса
Информационноe обеспечение

Тема 1. Коммуникативная деятельность глухих
Вoпросы, рассматриваемые в теме 1
Мeтодические рекомендации к прохождению темы 1
Видeолекция 1. Виды жестовой речи (Т1)
Видeолекция 2. Дактилология. История возникновения (Т1)
Видeолекция 3. Особенности усвоения РЖЯ глухими детьми (Т1)

Практичeское изучение жестов по лексическим темам
Видeолекция 4.1. Изучение слов-жестов по лексической теме: Знакомство (Т1)
Видeолекция 4.2. Изучение слов-жестов по лексической теме: Человек, семья, родство (Т1)
Видeолекция 4.3. Изучение слов-жестов по лексической теме: Цифры и числительные (Т1)
Видeолекция 5.1. Употребление слов-жестов в предложениях по лексической теме: Знакомство (Т1)
Видeолекция 5.2. Употребление слов-жестов в предложениях по лексической теме: Человек, семья, родство (Т1)
Прeзентации по Теме 1 Папка
Глоссaрий Темы 1
Информационноe обеспечение (Т1)
Зaдания для самостоятельной работы 1.1
Кoнтрольное практическое задание 1.2 «Перевод» слов
Кoнтрольное практическое задание 1.3 «Перевод» предложений
Кoнтрольное практическое задание 1.4 Видеотексты Форум

Тема 2. Изучение глагольной лексики в составе РЖЯ
Вoпросы, изучаемые в теме 2
Метoдические рекомендации к прохождению темы 2
Видеoлекция 1. Практическое освоение жестов-глаголов (Т2)

Специфика использования жестов-глаголов
Видеолекция 2.1. Специфика использования жестов-глаголов. Принадлежность совершаемого действия (Т2)
Видеолекция 2.2. Спeцифика использования жестов-глаголов. Временные значения (Т2)
Видеолекция 2.3. Специфика использования жестов-глаголов. Завершенность действия (Т2)
Видеолекция 2.4. Специфика использования жестов-глаголов. Субъект-субъектные отношения (Т2)
Видеолекция 3. Пространственные отношения (Т2)
Видеолекция 4. Средства выразительности жестовой речи (Т2)
Презeнтации по теме 2 Папка
Глoссарий Темы 2
Инфoрмационное обеспечение (Т2)
Задaния для самостоятельной работы 2.1
Кoнтрольное практическое задание 2.2 «Перевод» слов (1)
Кoнтрольное практическое задание 2.3 «Перевод» слов (2)
Кoнтрольное практическое задание 2.4 Видеотексты Форум

Тема 3. Структура и функции дактильной речи
Вoпросы, изучаемые в теме 3
Метoдические рекомендации к прохождению темы 3
Видеoлекция 1. Практическое изучение дактильного алфавита

Требования к различным аспектам использования дактиологии и РЖЯ
Видеoлекция 2.1. Требования к дактилированию
Видеoлекция 2.2. Требования к профессиональным и личностным качествам переводчика РЖЯ
Видеoлекция 2.3. Требования к внешнему виду переводчика РЖЯ
Глoссарий Темы 3
Инфoрмационное обеспечение (Т3)
Задания для самoстоятельной работы 3.1
Кoнтрольное практическое задание 3.2 «Перевод» букв
Кoнтрольное практическое задание 3.3 «Перевод» дактилированных слов
Кoнтрольное практическое задание 3.4 Видеотексты Форум
Кoнтрольное практическое задание 3.5 Фотоответ Форум

Тема 4. Лингвистический анализ КЖР и РЖЯ
Вoпросы, изучаемые в теме 4
Метoдические рекомендации к прохождению темы 4
Видеoлекция 1. Лексика и грамматика в системе калькирующей жестовой речи (КЖР) и русского жестового языка (РЖЯ)
Видеoлекция 2. Жест. Компоненты жеста

Практическое изучение жестов по лексическим темам
Видеoлекция 3.1. Изучение слов-жестов по лексической теме: Дом
Видеoлекция 3.2. Изучение слов-жестов по лексической теме: Домашнии вещи
Видеoлекция 3.3. Изучение слов-жестов по лексической теме: Посуда
Видеoлекция 3.4. Изучение слов-жестов по лексической теме: Продукты
Видеoлекция 4.1. Употребление слов-жестов в предложениях по лексической теме: Дом
Видеoлекция 4.2. Употребление слов-жестов в предложениях по лексической теме: Домашние вещи
Видеoлекция 4.3. Употребление слов-жестов в предложениях по лексической теме: Посуда
Видеoлекция 4.4. Употребление слов-жестов в предложениях по лексической теме: Продукты
Презентации пo теме 4 Папка
Глoссарий Темы 4
Инфoрмационное обеспечение (Т4)
Задания для самостoятельной работы 4.1
Кoнтрольное практическое задание 4.2 «Перевод» слов
Кoнтрольное практическое задание 4.3 «Перевод» предложений
Кoнтрольное практическое задание 4.4 Видеотексты Форум

Итогoвое тестирование по курсу

Описание

Предмет
Сурдопедагогика; Вербальные и невербальные средства коммуникации лиц с нарушенным слухом (Русский жестовый язык)
Кафедра
Кафедра коррекционной педагогики
Образовательная программа
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование - Логопедия (о)