Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса_РПД_44.03.02_педагогическое образование - Педагогика и методика дошкольного образования

Аннотация

Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» является одной из базовых программ профессионального цикла дисциплин бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» и входит в модуль «Методология и методы психолого - педагогической деятельности».
Дисциплина изучается на втором курсе во 2-м и 3-м семестрах очной формы обучения и на третьем курсе в 5-м и 6-м семестре заочной формы обучения профиля «Психология и педагогика дошкольного образования». Форма контроля - экзамен. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении дисциплин модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».
Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» будет востребован в дисциплинах «Профессиональная акмеология», «Основы психологического консультирования», «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов». Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой курсовых/дипломных работ.
Трудоемкость дисциплины – 108 часов (3 з.е.). Часы аудиторной и самостоятельной работы распределены следующим образом:
Очная форма обучения – 36 часов - аудиторной работы (лекции – 16 часов, лабораторных – 4 часа и семинарские занятия – 16 часов). На самостоятельную работу отводится 36 часов (подготовка к семинарам, выполнение практических заданий, выполнение письменных заданий по темам, выполнение контрольной работы).
Заочная форма обучения: 3 курс – аудиторная работа - 10 часов на 3 курсе (лекции – 4 часа, лабораторные – 2 часа, семинарские занятия – 4 часа), на самостоятельную работу отводится 62 часа (подготовка к семинарам, выполнение практических заданий, самостоятельное изучением, выполнение письменных заданий по разделам, выполнение контрольной работы).
Целями освоения дисциплины «Психолого-педагогическое взаимо-действие участников образовательного процесса» являются: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике психологических и педагогических аспектов образовательного взаимодействия. Дисциплина направлена на формирование у студентов общих теоретических основ профессионального научного мировоззрения, включение личности будущего специалиста в область педагогической культуры. Полученные представления об основных субъектах образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители), особенностях их организации и преобразования направлены на становление компетенций, необходимых для организации процесса обучения и воспита-ния в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Основные задачи курса «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»:
1. Способствовать освоению теоретических основ организации педагогического взаимодействия в образовательном процессе с позиции разных теоретико-методологических подходов.
2. Сформировать знания о видах, стратегиях и условиях реализации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.
3. Раскрыть сущность социально- психологических закономерностей в исследовании межличностных отношений участников образовательного процесса и решении возникающих при этом проблем.
4. Научить грамотно и корректно применять теоретические знания, практические навыки в организации деятельности педагога, в гуманистической технологии педагогического взаимодействия.
5. Содействовать развитию социально-коммуникативных, профессионально-личностных компетенций студентов, способности к работе в команде, готовности к инновациям для эффективного решения теоретических и прикладных профессиональных задач.
В основе отбора содержания и выбора логики построения курса лежат следующие принципы:
• научности;
• культуросообразности;
• взаимосвязи между отдельными дисциплинами, связи обучения с жизнью;
• систематичности и последовательности, воспитывающего характера обучения, доступности обучения (соответствия возрастным возможностям обучающихся).
Отбор методов преподавания согласован с принципами сознательности и активности обучаемых, принципом сочетания различных методов обучения (проблемных, поисковых, творческих), принципом прочности, осознанности и действенности результатов образования.

Описание

Предмет
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Кафедра
Кафедра психологии и педагогики детства
Образовательная программа
44.03.02 Психолого-педагогическое образование - Педагогика и методика дошкольного образования (з)