Аннотация
Аннотация рабочей программы дисциплины
Введение в языкознание
направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль «География и Английский язык»
Цель изучения дисциплины: формирование системного знания о языке, сущности языка, его функционировании на разных этапах развития общества, строении языка в целом и устройстве его отдельных частей, единицах языка, месте языкознания среди других наук.
Задачи дисциплины: Объяснить системность языка.
Раскрыть основные понятия фонологии, грамматики, лексикологии.
Ознакомить студентов с основными методами языкознания.
Общий объем трудоемкости: 108 часов (3 ЗЕ).
Место дисциплины в структуре ООП. Введение в языкознание входит в вариативную часть профессионального цикла учебных дисциплин (Б3) основной образовательной программы бакалавра по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «География и английский язык»
Основные разделы содержания курса «Введение в языкознание»
Тема 1. Понятие системы и структуры. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Определение языка. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста.
Тема 2. Типы языковых значений. Коммуникативный анализ речевых единиц. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента. Герменевтика и проблема понимания. Социальная обусловленность языка.
Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.
Тема 3. Типы языковых категорий. Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.
Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность.
Тема 4. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы.
Фонология. Основные фонологические школы. Трактовка основных фонологических понятий.
Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле.
Тема 5. Лексикология и грамматика. Свойства слова. Семасиология, понятие значения. Принципы номинации.
Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, историческая и контенсивная типологии. Проблема универсалий.
Тема 6. Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки. Лингвостатистические методы. Новые информационные технологии.
Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Сравнительно-исторический метод. Коммутационный метод. Дистрибутивный анализ. Анализ по НС и трансформационный анализ.
Формируемые компетенции
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, ПК-5
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать базовые понятия языкознания, иметь представление о предпосылках формирования данной науки, об этапах её развития, а также о её связи с другими науками; разбираться в основных методиках лингвистических исследований; уметь использовать лингвистические данные;
владеть терминосистемой описания языковой ситуации, уметь использовать лингвистические данные для оценки устойчивости языковой ситуации, прогнозировать тенденции развития языковой ситуации, предлагать возможную стратегию осуществления языковой политики;
уметь описывать конкретную речевую ситуацию в свете её лингвистических признаков (коммуникативный и социальной статус адресата и адресанта, код, тема, контекст и т. д.).
Описание
Автор(ы):
Ключевые слова:
- Предмет
- Введение в языкознание
- Кафедра
- Кафедра английского языка
- Образовательная программа
- 44.03.01 Педагогическое образование - Иностранный язык (английский) (о)