История и философия науки. Позитивизм. Лекции 5,6. (Курс видео -лекций для аспирантов).

Аннотация

Позитивизм - философское направление, оформившееся в 30-х годах XIX столетия и существующее до наших дней. В широком культурно-историческом контексте позитивизм можно определить как идейное течение, охватившее многообразные сферы деятельности: науку, политику, педагогику, философию, историографию. В Европе позитивизм становится влиятельным течение уже в середине XIX века. Быстрые успехи в самых различных областях знания - в математике, химии, биологии и физике - сделали науку популярной, привлекавшей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладели умами людей, повысился престиж ученых. Позитивизм на протяжении своего более чем полуторавекового существования проделал сложный путь, ознаменовавшийся чередованием периодов то повышенного внимания, то уходя в тень, но никогда полностью не выпадал из поля зрения методологов и философов науки.
В последние десятилетия, на этапе постпозитивизма, в социально-гуманитарных дисциплинах ситуация весьма противоречива: здесь широко применяются как идеалистические, так и материалистические, и дуалистические методы. Одним из проявлений методологической запутанности в философии и науке в современном либеральном обществе выступают позитивистские и постпозитивистские методологические концепции.
Данная лекция посвящена выявлению роли позитивизма в становлении и развитии философии науки, анализу его исторических форм, внутренних и внешних факторов развития науки, определению исторических границ и условий возникновения позитивизма.
В заключении лекции констатируется, что в поспозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований. Постпозитивизм отказался видеть жесткие границы между наукой и философией, признает осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания. Характерной чертой постпозитивизма является и его стремление опереться на историю науки, на развитие знания. В отличие от неопозитивизма, постпозитивизм отказывается от кумулятивизма в понимании развития знания и признает существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр ранее признанного (теорий, фактов, методов).
Однако, несмотря на отличия от логического позитивизма, постпозитивизм не является радикальной трансформацией последнего в развитии своих новых концептуальных программ, таких как, критический рационализм, историцизм, эволюционные модели, "анархистский" подход и др. Постпозитивизм столкнулся со своими проблемами и подвергся критике.
В целом теория и методология постпозитивизма характеризуется субъективно-идеалистической мировоззренческой позицией и гносеологическим релятивизмом, её представителей. Постпозитивизму принципиально чужда материалистическая диалектика как система методов и как логика развития природы и общества.
Характеризуя современное положение вещей в философии науки, приходится констатировать, что начиная с 90-х годов XXв. усиливается критика науки и научной рациональности, что особенно чувствительно для позитивизма, ставятся под сомнение претензии разума быть единственным средством постижения мира и т.д.
Таким образом, об общепризнанной концепции науки на современном этапе развития философии и методологии говорить не приходиться.

Требуется авторизация

Для просмотра этого документа требуется авторизоваться

Войти