МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессиональног |
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева |
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Кафедра Отечественной истории
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕС
ИСТОРИЯ
Направление подготовки: 0210000.62 География
Профиль: Физическая география и ландшафтоведение
квалификация (степень): бакалавр
Красноярск 2011
Учебно-методичес
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры Отечественной истории
"07" сентября 2011 г.
Заведующая кафедрой ________________
Одобрено учебно-методичес
"15" сентября 2011 г.
Председатель ________________
Кафедра Отечественной истории
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Направление подготовки: 021000.62 География
Профиль: «Физическая география и ландшафтоведение
«Экономическая и социальная география»
квалификация (степень): бакалавр
Лист согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля на 2014/ 2015 учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину | Кафедра | Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательнос | Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу |
КВ История Красноярского края | Отечественной истории | Согласование темы «Освоение Сибири», «Социально-эконо |
Заведующая кафедрой И.Н. Ценюга
Председатель НМС В.И. Фёдорова
"____" май 2014 г.
3.1. Пояснительная записка
Дисциплина «История» по направлению подготовки 021000.62 «География» читается для студентов-бакала
Основные цели и задачи учебной программы:
проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историч
изучить основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до наших дней пересечением основных событий мировой истории.
показать на примерах различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории.
выявить наиболее дискуссионные проблемы в российской и зарубежной историографии.
выявить основные тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
Дисциплина «История» входит в вариативную часть Профессиональног
Курс истории тесно связан с курсами краеведческого цикла: история Красноярского края и история Сибири.
Программа курса состоит из двух модулей, разбитых согласно хронологическому методу. Первый модуль включает темы от становления государства у восточных славян до падения монархии в России, второй модуль – история Советского государства и современной России.
Курс Истории читается в первом семестре и рассчитан на 28 лекций и 28 семинарских занятий.
Итоговой формой контроля является экзамен, балл которого суммируется на основе выполнения творческих работ, тестовых заданий и устного ответа.
3.2.1. Учебная программа дисциплины
3.2.1.1. Введение
Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессиональног
Качественное изучение истории отечества в нашем вузе зависит прежде всего от осознанного усвоения студентом основных программных требований, четкого понимания своеобразия структуры, форм и методов организации учебного процесса с комплексным использованием новых информационных технологий (internet-технол
Отечественная история отличается сложными процессами развития всех сфер жизни нашего общества на разных этапах его существования. Происходит осмысление героического и драматического пути, пройденного Россией. Постепенно уходят в прошлое догмы и стереотипы, десятилетиями господствовавшие в светской исторической науке, меняются идеологическое ориентиры, утверждаются новые ценности. Переизданы общие курсы по истории России Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева и др. Стали доступными многие произведения видных зарубежных историков. Социогуманитарна
История как наука многогранна. Она включает:
1. изучение процесса развития всего человеческого общества;
2. исследование отдельных регионов, стран, континентов;
3. изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества;
4. особое звено – философия истории, наука, призванная выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии цивилизации.
Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессиональног
Качественное изучение истории в нашем вузе зависит, прежде всего, от осознанного усвоения студентом основных программных требований, четкого понимания своеобразия структуры, форм и методов организации учебного процесса с комплексным использованием новых информационных технологий (internet-технол
Профессионально-
как требования к результату его подготовки по дисциплине
ИСТОРИЯ
1. ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ППК 1.1. Владеет базовыми предметными знаниями и методами решения базовых задач курса ППК 1.2. Способен решать межпредметные и практико-ориенти ППК 1.3. Способен решать исследовательски | |
2. Проекция на ОК | 3. Проекция на ПК |
ППК 2.1. способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12) | ППК 3.1. способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6) ППК 3.2. способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8) ППК 3.3. способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15) |
3.2.1.1. Содержание теоретического курса.
Программа по учебному курсу «История» включает пояснительную записку, тематические информационные блоки — девять разделов, включающих содержание, конкретизирующие темы и требования образовательного стандарта. Программа учебного курса составлена с учетом объема учебной нагрузки. Ее содержание учитывает и отражает логику учебного процесса, возрастные особенности первокурсников.
В содержательной части Программы рассматриваются наиболее актуальные дискуссионные вопросы, отражающие научный, политический и общественный интересы.
Выделенные разделы содержания Программы включают как основной материал, предназначенный для изучения в аудиторное время, так и дополнительный, предполагающий самостоятельную познавательную деятельность студентов. Дополнительный материал предназначен для написания рефератов, выполнения творческих заданий, осуществления различных форм интеллектуальной деятельности. В содержании, структуре Программы заложена идея о том, что обучение истории в современном вузе должно быть направлено на поиск, понимание студентами сути происходящих изменений, их целесообразности и закономерности. Существенным является акцент на формирование исторического мышления у студентов, определенной их политической и правовой культуры. Программа представляет собой инструмент реализации задачи единого образовательного пространства.
Тематический план
учебной дисциплины «История» для студентов 021000.62, География, профиль «Физическая география и ландшафтоведение
Тема | лекционные занятия | практические занятия | СРС | всего часов | |
модуль 1 | |||||
1 | Вводная лекция | 2 | - | 2 | 4 |
2 | Тема 1. Древняя Русь VI-XIII вв. | 2 | 2 | 6 | 10 |
3 | Тема 2. Московская Русь и мир XIV-XVI вв. | 4 | 4 | 6 | 14 |
4 | Тема 3. История нового времени. | 4 | 4 | 8 | 16 |
5 | Тема 4. Становление и индустриальной цивилизации в XIX – начале ХХ вв. | 4 | 4 | 6 | |
модуль 2 | |||||
6 | Тема 5. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.) | 4 | 4 | 6 | 14 |
7 | Тема 6. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) | - | 4 | 8 | 12 |
8 | Тема 7. СССР в 1945 – конце 1980-х гг. | 4 | 4 | 4 | 12 |
9 | Тема 8. Современная Россия и мир. | 4 | 2 | 6 | 12 |
10 | Всего часов | 28 | 28 | 52 | 108 |
Модуль 1
Темы лекционных и практических занятий
1.Вводная лекция
2. Тема 1. Древняя Русь.
Лекция 1. Восточные славяне в древности: хозяйственный и общественно-поли
Лекция 2. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Отношение с Европой и Византией
Семинар 1. Удельная Русь.
3. Московская Русь и мир XIV-XVI вв.
Лекция 3.Образование единого государства: причины, предпосылки, основные этапы.
Лекция 4. Смутное время.
Семинар 2. Иван Грозный: внутренняя и внешняя политика.
Тема 3. История нового времени.
Лекция 5. Страны Европы и США 17 века.
Лекция 6. Политика «Просвещенного абсолютизма», направления внешней политики Екатерины II.
Семинар 3. Петровские реформы.
Семинар 4. Дворцовые перевороты.
Тема 4. Становление и индустриальной цивилизации в XIX – начале ХХ вв)
Лекция 7. Кризис феодально-крепос
Лекция 8. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Закат эпохи самодержавия.
Семинар 5. Общественно-поли
Семинар 6. Формирование партийной системы в начале ХХ в. Первая русская революция. Революции 1917 г.
Модуль 2. Модернизация и массовое общество 20 в.
Тема 5. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.)
Лекция 9. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.).
Семинар 7. Культура «серебряного века».
Тема 6. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
Семинар 8. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
Тема 7. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.
Лекция 10-11. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: внутренняя политика
Семинар 9. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: внешняя политика.
Семинар 10. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: культурное развитие.
Тема 8. Современная Россия и мир.
Лекция 12. Экономическое и политическое развитие современной России.
Семинар 11. Социокультурная трансформация.
Семинар 12. Внешняя политика современной России.
Модуль 1.
1.Вводная лекция
Историческое время. Интерпретация - превращение фактов истории в факты науки. Христианская интерпретация истории. Смысл истории в движении человечества к Богу. Всемирно-историч
Тема 1. Древняя Русь.
Лекция 1. Восточные славяне в древности: хозяйственный и общественно-поли
1. Исторические предпосылки возникновения государственност
2. Образование древнерусского государства (IХ-Х вв.)
Этапы заселения человеком территории России. Стоянки древних людей. Древнегреческие колонии в Северном Причерноморье. Происхождение славян, споры об их прародине. Расселение восточнославянск
Вотчинное хозяйство. Сословно-классов
Ранние формы государственност
Борьба за власть после смерти князя Владимира I. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская правда». Расцвет древнерусского государства. Междоусобная борьба за власть между преемниками Ярослава Мудрого. Съезды князей. Княжение Владимира Мономаха.
Древнерусская культура. Возникновение письменности. Литературные памятники Древней Руси. Архитектура, живопись, художественные ремесла. Межкультурные связи с Византией и странами Европы.
Лекция 2. Борьба Руси с иноземными захватчиками.
1. Борьба народов Древней Руси против монгольского ига.
2. Экспансия немецко-шведских феодалов в Восточной Прибалтике.
Вторжение Батыя на русские земли. Этапы завоевания русских земель. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде.
Образование Ливонского Ордена. Оборона Северо-Западных русских земель. Князь Александр Невский – великий полководец и государственный деятель.
Историческое значение борьбы русского народа с иноземным завоеванием.
Семинар 1. Удельная Русь.
1. Исторические предпосылки государственной раздробленности.
2. Образование самостоятельных удельных княжеств и земель:
Развитие вотчинного хозяйства. Рост городов. Киевское, Владимиро-Суздал
Перемещение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь. Укрепление княжеской власти при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском и Всевлоде «Большое Гнездо».
Основные понятия: палеолит, мезолит, неолит, род, племя, первобытно-общи
Тема 2. Московская Русь и мир XIV-XVI вв.
Лекция 3. Образование единого государства: причины, предпосылки, основные этапы.
1. Экономические и социально-полити
2. Этапы объединения русских земель.
Подъем земледелия, рост городов, развитие ремесла и торговли. Новое в положении основных классов – сословий в средневековой Руси: формирование дворянства, ограничение свободы переходов крестьян, расширение форм холопства. Великие и удельные князья.
Первый этап объединения русских земель: усиление Москвы; борьба Московского и Тверского княжеств за политическое лидерство в Северо-Восточной Руси. Политика московских князей по собиранию русских земель. Иван Калита.
Второй этап: Куликовская битва; конец ордынского ига; Дмитрий Донской и Сергий Радонежский и их роль в формировании общенациональног
Третий этап: Феодальная война во второй четверти XV в.
Четвертый этап: ликвидация ордынского ига; подчинение Новгорода и Твери; борьба за Западные русские земли; завершение территориального объединения русских земель.
Иван III и его деятельность по укреплению княжеской власти. Судебник 1497 г. Введение «Юрьева дня»; оформление дворянского статуса. Формирование аппарата великокняжеской власти. Местное управление.
Семинар 2. Иван Грозный: внутренняя и внешняя политика.
1. Политический строй Русского государства во второй половине XVI в.
2. Царствование Ивана IV.
Новое в хозяйственной жизни и социальном положении населения России во второй половине XVI в.: рост городов; формирование экономических районов; отмена «Юрьева дня»; введение пятилетнего срока сыска беглых крестьян.
Незавершенность централизации. Боярское правление после смерти Василия III. Начало царствования Ивана IV. Реформы 30-50-х гг. ХVI в. (судебная, земская, губная, военная). «Избранная рада». Складывание сословно–предста
Обострение внутриполитическ
Внешняя политика. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война: причины, характер, этапы, итоги.
Новое в культуре России в конце XV – середине ХVI вв. Начало книгопечатания. Развитие общественной мысли. Иосифляне и нестяжатели. Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек. Теория «Москва - третий Рим». Русское Предвозрождение.
Расцвет живописи. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Архитектура.
Лекция 4. Смутное время.
1. Причинны социально-полити
2. Этапы смутного времени.
Пресечение династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. Народные волнения. Временная отмена «Юрьева дня». Появление Лжедмитрия I. Противоречия в социальной политике самозванца – причина его политического краха.
Приход к власти Василия Шуйского. Усиление крепостнической политики. Восстание под руководством Ивана Болотникова и его разгром. Поход Лжедмитрия II на Москву. «Тушинский вор». Перерастание скрытой интервенции в открытую. М.В. Скопин-Шуйский. Свержение В.И. Шуйского. Семибоярщина и начало польской интервенции.
Подъем национально-осво
Последствия Смуты. Экономическая стагнация и социально-полити
Основные понятия: единое государство, великий князь, удельный князь, «Юрьев день», бобыли, черносошные крестьяне, дворцовые крестьяне, поместье, дворяне, тягло, феодальная война, боярская аристократия, приказы, Боярская дума, местничество, Судебник, кормления.сослов
Тема 3. История нового времени.
Лекция 5. Страны Европы и США 17 века.
Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Новые изобретения и усовершенствован
Зарождение капиталистически
Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Художественная культура и наука эпохи Возрождения. Гуманизм. Томас Мор, Николай Коперник. Джордано Бруно. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Фрэнсис Бэкон. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе.
Английская буржуазная революция и ее последствия. О. Кромвель.
Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Идеи Вольтера, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
Франция в XVIII веке. Французская революция в мировой истории. Приход к власти Наполеона.
Северная Америка XVIII века. Война за независимость и становление демократической республики в США.
Семинар 3. Петровские реформы.
1. Историческая необходимость реформ.
2. Реформы Петра I.
3. Внешняя политика.
Причины отставания России от европейских стран.
Борьба за власть придворных группировок. Стрелецкий бунт. Приход к власти Петра. Азовские походы. «Великое посольство».
Начало Северной войны и первые преобразования. Создание регулярной армии и флота. Реформы центрального и местного управления. Социальная политика. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Формирование бюрократии. Утверждение абсолютизма.
Хозяйственная политика. Введение подушной подати. Мероприятия по поддержке промышленности и торговли.
Завершение Северной войны. Ништадтский мир. Изменение международного положения России. Образование Российской империи.
Развитие культуры. Европеизированна
Характер и значение петровских реформ. Личность Петра. «Птенцы гнезда Петрова»: А. Меншиков, П. Толстой, Б. Шереметьев, П. Ягужинский.
Семинар 4. Дворцовые перевороты.
1. Причины и сущность дворцовых переворотов.
2. Внешняя политика России в XVIII в.
Новое в социально-эконом
Внешняя политика России в 1720-1750 гг. Война с Турцией и Швецией. Участие России в Семилетней войне.
Культура и просвещение. М.В. Ломоносов.
Лекция 6. Политика «Просвещенного абсолютизма», направления внешней политики Екатерины II.
1. «Пресвященный абсолютизм» Екатерины II.
2. Внешняя политика Екатерины II.
Развитие крепостной мануфактуры. Расширение сферы наемного труда. Отходничество. Дворянское предпринимательс
Внутренняя политика Екатерины II. Реформа Сената. «Уложенная комиссия» 1767 г. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Просвещенный абсолютизм».
Крестьянское восстание под руководством Е. Пугачева: причины, социальный состав лозунги и действия восставших. Причины поражения крестьян.
Усиление консервативных тенденций в политике Екатерины II. Правление Павла I.
Внешняя политика России. Русско-турецкие войны. Участие России в разделах Польши. Политика на Кавказе. Георгиевский трактат. Участие России в войнах против Франции. Русская военная школа: А.В. Суворов, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков.
Развитие культуры. Система образования. Отечественная наука. Русская политическая мысль: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Литература и искусство.
Основные понятия по теме: мануфактура, всероссийский рынок, крестьянские промыслы, крепостное право, абсолютизм, самодержавие, крестьянское восстание, церковный раскол, старообрядчество
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ 1-3
Россия с древнейших времен до конца XVIII века
Гулыга А. Искусство истории. М., 1980.
История первобытного общества. М., 1986.
Кобычев В. П. В поисках прародины славян. М., 1972.
Мавродин В. В. Происхождение русского народа и формирование древнерусской народности. Л., 1971.
Матюшин Г. Н. У истоков человечества. М., 1982;
Окладников А. П., Окладникова Е.А. Заселение земли человеком. М., 1984.
Бушуев В.Н., Миронов Б. И. История государства российского. Т.
1,2. М., 1991.
Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
Кацва Л.А.. Юрганов И. История России ХШ-ХУ вв. М., 1995.
Осетров Е. Мир Игоревой песни. М., 1981.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.
Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
Янин В. А. Я послал тебе бересту. Л.. 1978.
Кареев Н.Н., Потресов А.С. Загадки Чудского озера. М., 1976.
Пашуто В. Т. Александр Невский. М., 1974.
Феннел Д. Кризис средневековой Руси 1200-1304 гг. М., 1989.
Алексеев В. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
Домострой. М., 1990.
Зимин А. А., Хорошевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного.
М., 1982.
Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XVI в.
М., 1991.
Рассказы русских летописей ХV-ХVII вв. М., 1976.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1978.
Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в. Смута. М., 1988.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725-1740. СПб., 1994.
Бушуев В.Н. История государства Российского XVII-XVIII вв. М., 1989.
Гумилев Л. И. От Руси к России: Очерки этнографической истории. М., 1994.
История Северной войны. М., 1987.
Павленко Н.И. Петр Первый. М., 1976.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985.
Эйделъман П.Я. Грань веков: Политическая борьба в России (конец XVIII — начало XIX вв.). М., 1986.
Тема 4. Российская империя XIX – начала ХХ вв.
Лекция 7. Кризис феодально-крепос
1. Социально-эконом
2. Внутренняя политика Александра I.
3. Внутренняя политика Николая I.
Стадиальное отставание России от стран Западной Европы. Особенности первоначального накопления. Крестьянская промышленность. Промысловые села. Мануфактурное производство. Начало промышленного переворота. Торговля и пути сообщения. Многоукладность экономики.
Разложение феодально-крепос
Изменения в социально-классо
Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Александр I и его либеральное окружение. «Негласный комитет». Реформы в области государственного управления. Деятельность М.М. Сперанского. Попытки решения крестьянского вопроса. Закон о «вольных хлебопашцах». Введение военных поселений. Указы 1815 и 1822 гг. об усилении помещичьей опеки над крестьянами. Аракчеевщина.
Смерть Александра I. Междуцарствие. Вступление на престол Николая I. Два направления во внутренней политике Николая I: консервативное и реформистское. Кодификация законов. Создание III отделения. Попытки решения крестьянского вопроса. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева. Указ 1842 г. об «обязанных крестьянах». Массовое антикрепостничес
Культурная и общественная жизнь. Развитие университетского образования. Тенденция к политизации литературы. Литературная полемика. Расцвет искусств.
Семинар 5. Общественно-поли
1. Особенности общественно-поли
2. Движение декабристов.
3. Споры о путях развития России.
4. Народничество.
5. Развитие рабочего движения.
Исторические предпосылки и особенности освободительного движения в России. Зарождение ранних декабристских обществ: Орден русских рыцарей, Священная артель, Семеновская артель, Союз спасения, Союз благоденствия. Идейные истоки декабризма: западноевропейск
Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и на юге. Причины поражения движения декабристов и его историческое значение.
Идейные традиции декабристов в деятельности кружков 1820-1830 гг. Проблема исторического выбора России в идейных исканиях участников движения 1830-1840 гг. П.Я. Чаадаев об исторических судьбах России и Западной Европы. Полемика славянофилов и западников. В, Г. Белинский и А.И. Герцен о путях демократических преобразованиях России. Петрашевцы.
Причины подъёма общественного движения в начале 1860-х гг. Центры общественного подъема (редакции демократических журналов «Колокол», «Современник», «Отечественные записки»). Революционные прокламации: «Великорус», «Молодая Россия», «К молодому поколению». Образование «Земли и воли».
Либеральный лагерь: земское движение.
Идейные истоки народничества: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский – основоположники теории общинного социализма. Идейные течения в народничестве: анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачев).
Народнические кружки в конце 1860-начале 1870-х гг. «Хождение в народ». Народнические организации «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»: их программы тактика и деятельность. Деятели революционного народничества (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.М. Михайлов, Г. В. Плеханов).
Кризис революционного народничества в начале 1880-х гг.
Рабочее движение 1870-1880-х гг. Рабочие организации «Южнороссийский союз рабочих», «Северный союз русских рабочих». Морозовская стачка и ее значение в истории рабочего движения.
Начало общественного подъёма в начале 1890-х гг. Активизация народнических кружков. Идеологи либерального народничества: Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов. Журнал «Русское богатство» в общественной жизни страны. Земское движение.
Консервативное направление: К.Н. Победоносцев, М.Н. Катков, Л.Н. Тихомиров. Неославянофильст
Зарождение социал-демократи
Лекция 8. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Закат эпохи самодержавия.
1. Отмена крепостного права.
2. Либеральные реформы Александра II.
Причины отмены крепостного права. Последствия Крымской войны как фактор, ускоривший подготовку либеральных реформ. Александр II и его либеральное окружение: Великий князь Константин, Я. Ростовцев, В. Перовский, Н.А. Милютин. Борьба реформаторов и крепостников в период подготовки крестьянской реформы. «Манифест» и «Положения» 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. Правовое положение, наделы и выкупная операция крестьян. Реформа удельной и государственной деревни. Незавершенность крестьянской реформы.
Земская реформа. Судебная реформа. Реформы в области просвещения. Городовое положение 1870 г. Военная реформа. Значение либеральных преобразований 1860-1870 – х гг.
Культура и быт. Раскол российского общества в области культуры. Влияние "европеизации" на верхние слои общества. Отчуждение повседневного быта низов от элитной культуры. развитие российской науки. Русская религиозная философия. Расцвет литературы, музыкального творчества, театра, живописи.
Семинар 6. Политический кризис. Формирование партийной системы в начале ХХ в. Первая русская революция. Революции 1917 г.
1. Формирование многопартийной политической системы в России.
2. Причины, характер и движущие силы первой русской революции, ее особенности.
3. Опыт российского парламентаризма.
4. Февральская революция и ее характер.
5. Причины победы большевиков. Историческое значение Октябрьской революции
Николай II – последний император России и его окружение. Два направления во внутренней политике царизма: консервативное (В.К. Плеве, Горемыкин и др) и реформаторское (С.Ю. Витте). Рост массового движения. Стачечная борьба рабочих. «Обуховская оборона». Южнороссийская стачка. Крестьянские выступления.
Нарастание политической оппозиции. Подъём демократического движения. I съезд РСДРП. Борьба В.И. Ленина за создание партии. II съезд РСДРП и принятие программы и устава партии. Большевизм и меньшевизм – два течения в российской социал-демократи
Консолидация народнических кружков, создание эсеровской партии.
Активизация либерального движения. Легальный марксизм. «Союз освобождения».
Назревание революционного кризиса.
Причины, характер и движущие силы первой русской революции, ее особенности. Первый этап революции. События 9 января 1905 г. в Петербурге. Стачечное движение в январе-марте. Весенне-летний подъем революционного движения. Стачка в Иваново-Вознесен
Выборы в I и II Госдумы. Дума – первый российский парламент. Борьба политических партий в Думе. Государственный переворот 3 июня 1907 г.
Итоги и значение первой русской революции.
Политическая реакция в стране после первой русской революции. Деятельность III Госдумы. Политика бонапартизма. Борьба в думе вокруг аграрной реформы. П.А. Столыпина. Русификация окраин. Антисемитизм и еврейские погромы. Дело Бейлиса. Нарастание политических противоречий в правящих кругах. Крах политики бонапартизма.
Общественный подъем в 1910-1912 гг. Студенческое движение. Рост стачек. Ленский расстрел. Крестьянские выступления. Нарастание политического кризиса. Выборы в IV Государственную думу.
Февральская революция и ее характер. Организация власти в центре и а местах. Временное правительство и институт губернских и уездных комиссаров. Советы рабочих и солдатских депутатов. Характеристика двоевластия.
Экономическая политика Временного правительства. Хлебная монополия. Проблема займов. Рабочий вопрос. Аграрная политика и подготовка аграрной реформы. Состояние экономики к концу года.
Внешняя политика Временного правительства. Нота 18 апреля 1917 г. союзникам и первый кризис правительства. Позиция Петроградского Совета.
Первое и второе коалиционные правительства, их состав. Подготовка июньского наступления на фронте и его провал. Усиление политической нестабильности в июне – июле 1917 г. Корниловщина и ее провал. Усиление леворадикальных сил.
Углубление дестабилизации российского общества в сентябре – октябре 1917 г. «Демократическое совещание». Предпарламент. Большевистская оппозиция и смена тактики борьбы за власть.
Заседание ЦК большевиков 10, 16 октября 1917 г. Военные организации Петроградского Совета и большевистской партии. Вооруженное восстание в Петрограде.
Открытие II съезда Советов. Решения съезда. Протест меньшевиков и эсеров. «Кровавая неделя» в Москве.
Причины победы большевиков. Историческое значение Октябрьской революции.
Основные понятия: генезис капитализма, разложение феодально-крепос
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 4
Раздел 1.
Гордин Я.Л. События и люди 14 декабря 1825 г. М., 1985.
Гордин Я.Л. Между рабствами свободой. СПб, 1994.
Государственные деятели в России. М., 1995.
Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М., 1989.
Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Л., 1994.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начала хх в.). Т.1-2. С-Петербург, 2003.
Мемуары декабристов Северного общества. М., 1981.
Мемуары декабристов Южного общества. М., 1982.
Российские реформаторы. М., 1995.
Российские самодержцы. М., 1994.
Тарле Е.В. 1812 год. М., 1962.
Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988.
Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 1994.
Раздел 2.
Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты. М., 1989.
Великие реформы в России 1856-1861 гг. М„ 1992.
Государственные деятели России. М., 1995.
Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
Ляшенко П.Л. Царь-освободител
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начала хх в.). Т.1-2. С-Петербург, 2003.
Пантин И. К., Плимак Е.Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. М., 1986;
Российские реформаторы. М., 1995.
Российские самодержцы. М., 1994.
Энгелъгард А.Н. Из деревни. 12 писем. М., 1989.
Раздел 3.
Аврех А. Я. П. Столыпин и судьба реформ в России. М., 7997.
Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991.
Галили 3. Лидеры меньшевиков в русской революции. М., 1993.
Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
Зырянов П.Н. Петр Столыпин. М., 1992.
Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М.,
1993.
Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 1-2. М., 1990.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начала ХХ в.). Т.1-2. С-Петербург, 2003.
Первая мировая война. М., 1994.
Политические партии в России. М., 1996.
Российские реформаторы. М., 1995.
Российские самодержцы. М., 1994,
Россия на рубеже веков. Политические портреты. М., 1991.
Чернов В. Перед бурей. М., 1993.
Модуль 2. Модернизация и массовое общество 20 в.
Тема 5. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.)
Лекция 9. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.)
1. Большевики у власти.
2. Экономический и политический кризис в начале 1920-х годов.
3. Проведение индустриализации в СССР в 1920-1930-е годы.
4. Коллективизация сельского хозяйства в СССР.
Превращение РСДРП(б) в правящую партию. Создание новых органов государственной власти. Первый кризис в советском руководстве. Складывание правительственно
Начало становления однопартийной системы.
Декрет о земле и закон о социализации земли. Переход к чрезвычайным мерам, комбедам, продразверстке. «Красногвардейск
Социальная политика. «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемог
Экономический и политический кризис в начале 1920-х годов. Переход к новой экономической политике — большевистская «революция сверху». Х съезд РКП(б). Сущность и значение НЭПа.
Возвышение И.В. Сталина. Антисталинский блок Троцкого-Зиновье
Национально-госу
Проведение индустриализации в СССР в 1920-1930-е годы. Коллективизация сельского хозяйства в СССР.
Семинар 7. Культурное развитие СССР (1917 – конец 1930-х гг.)
1. Основные этапы культурно-истори
2. Развитие образования в начале ХХ в. Наука и научная жизнь.
Мировое значение открытий русских ученых К.А. Тимирязева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова, Н.Е. Жуковского. Историческая наука. Философская мысль.. Художественная культура. Гуманистические традиции в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.М. Горького и др. Авангардистские течения в литературе. Декаденство. Театральное искусство. Московский художественный театр. Школа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данче
Задачи «культурной революции». Ликвидация неграмотности. Строительство новой школы. Переход к всеобщему семилетнему образованию.
Достижения советской науки и техники. Крупнейшие ученые: И.И. Павлов, К.Э. Циолковский, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жукрвский, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицв и др. Выдающиеся деятели художественной культуры: А.Н. Толстой, Платонов, М.А. Булгаков, М. Шолохов, В. Маяковский, Д.И. Шостакович, С.С. Прокофьев, С.М. Эйзенштейн, А. Довженко, В. Пудовкин и др. Признание мирового авторитета советской культуры.
Интеллигенция и власть. Влияние культа личности И.В. Сталина на развитие культуры. Репрессии против деятелей культуры. «Академическое дело».
Основные понятия: декаденство, модернизм, символизм, неоклассицизм, футуризм, импрессионизм, авангардизм, новорусский стиль. Культурная жизнь в СССР в 1920-1930-е годы, наркомпрос, рабфак, «социалистически
Тема 6. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
Семинар 8. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
1. Причины и характер Великой Отечественной войны.
2. Крупнейшие военные операции 1941-1944 годов
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Состояние Вооруженных Сил СССР.
Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия ЦК партии и правительства по организации отпора врагу. Создание ГКО. Перестройка экономики на военный лад.
Развертывание борьбы советского народа в тылу врага.
Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
Формирование антигитлеровской коалиции.
Оборонительные операции летом - осенью 1941 года. Поражения советских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Украине. Окружение крупных группировок советских войск и их сопротивление врагу. Просчеты Ставки Вооруженного Главнокомандован
Подвиги советских людей при защите городов Одессы, Севастополя. Смоленское сражение. Героическая оборона Ленинграда. Битва под Москвой: оборонительный и наступательный этапы. Историческое значение разгрома немецко-фашистск
Военные действия летом - осенью 1942 года. Неудачи советских войск на северо-западном направлении, под Харьковом, в Крыму. Наступление немецко-фашистск
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Военные действия на советско-германс
Международное значение разгрома германских войск под Сталинградом и Курском. Тегеранская конференция.
Усиление всенародной борьбы в тылу врага против оккупационного режима. Руководители и активные участники партизанского подполья: А.Ф. Федоров, К.С. Заслонов, С.А. Ковпак. Советская молодежь в годы войны.
Советский тыл в годы войны. Перестройка экономики на военные рельсы. Трудовой подвиг советского народа.
Освободительные операции на территории СССР и в странах Восточной Европы. Окончание Второй мировой войны.
Военно-стратегич
Крымская конференция.
Боевые действия зимой - весной 1945 года. Берлинская и Пражская операции. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция и ее решения.
Вступление СССР в войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.
Военно-политичес
Итоги Второй мировой войны.
Основные понятия: агрессия, антигитлеровская коалиция, единый военный лагерь, фашизм, антикоминтерновс
Тема 7. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.
Лекция 10-11. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: внутренняя политика
1. Укрепление авторитарного сталинского режима.
2. XX съезд КПСС. Разоблачение культа личности И.В. Сталина.
Семинар 10. СССР в 1945 - конце 1980-х гг. Культурное развитие.
1. Социально-эконом
2. Культурное развитие.
Влияние Великой Отечественной войны на рост самосознания народа. Укрепление авторитарного сталинского режима. Возобновление репрессий. Ленинградское дело. Дело врачей.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть в сталинском окружении. Арест Л.П. Берии. Приход к власти Н.С. Хрущева. Курс на десталинизацию и демократизацию.
XX съезд КПСС. Разоблачение культа личности И.В. Сталина. Разрушение ГУЛАГа. Восстановление национальных автономий, расширение прав союзных республик.
Рост общественно-поли
Новая Программа КПСС. XXII съезд партии. Курс на строительство коммунизма в СССР. Заговор партноменклатуры
Социально-эконом
Попытки реформ управления экономикой. Совнархозы.
Новый курс в аграрной политике. Освоение целины. Подъем сельского хозяйства в 1950-е годы. Просчеты аграрной политики. Провал семилетки в сельском хозяйстве.
Новые тенденции в социальной политике. Подъем уровня жизни народа.
Приход к власти нового руководства. Смена политического курса. Неосталинизм. Усиление влияния партийно-государ
Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 года. Юридическое закрепление руководящей роли КПСС во всех сферах жизни общества. Нарастание консервативных тенденций в партийной жизни. «Золотой век» номенклатуры. Коррумпированнос
Курс на интенсификацию экономики. Экономическая реформа 1965 года. Причины её неудачи. Усиление командно-админис
Гигантские экономические проекты. «Стройки века». НТР и технико-технолог
Меры по подъему сельского хозяйства. Индустриализация отрасли. Агропромышленная интеграция. Продовольственна
Отставание СССР от стран Запада. Необходимость модернизации советской системы. Приход к власти нового руководства. М.С. Горбачев. Курс на перестройку. Суть и задачи перестройки. XXVII съезд КПСС о дальнейшем развитии страны.
Выборы 1989 г. I Съезд народных депутатов Межрегиональная депутатская группа. Академик А.Н. Сахаров. Избрание президента СССР. Отмена 6-ой статьи Конституции. Образование новых политических партий и движений.
Августовские события 1991 года. Приостановление деятельности и запрет КПСС. Разрушение политической системы СССР.
Корректировка курса перестройки. Экономическая реформа 1987 года. Переход госпредприятий на хозрасчет. Курс на создание многоукладной экономики. Развитие кооперативного движения. Индивидуальная трудовая деятельность.
Противоречивые результаты реформ в экономике. Расширение теневого сектора в экономике. Нарастание кризиса в экономике в конце 1980-х годов.
Модель регулируемого рынка. Программа «500 дней». Нарастание угрозы экономической катастрофы в 1991 г. Крах финансовой системы.
Итоги перестройки.
Беловежские соглашения. Окончательный развал СССР. Образование СНГ.
Основные понятия: сталинский режим, авторитаризм, тоталитаризм, инакомыслие, «лысенковщина», политическая конъюнктура, космополитизм, «шарашка», РТС, неперспективные деревни, семилетка, научно-техническ
Семинар 9. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: внешняя политика
1. Коренные изменения в мире после окончания второй мировой войны. Образование ООН. Возрастание международного авторитета СССР.
2. Курс на достижение военного паритета с Западом.
3. Радикальное изменение геополитической ситуации в мире.
СССР и страны Запада. Создание СЭВ.
Перемены во внешнеполитическ
СССР и мировая социалистическая система. Создание ОВД. Венгерские события 1956 года. Обострение отношений с Китаем.
Поддержка СССР национально-осво
Курс на достижение военного паритета с Западом. Поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности. Договоры об ограничении стратегических вооружений.
Отношения с развивающимися государствами. Борьба СССР за влияние в «третьем мире».
Срыв разрядки. Новый виток конфронтации с Западом. Гонка вооружений в первой половине 1980-х гг. (СОИ, размещение ракет в Западной Европе).
Международное положение СССР в середине 1980-х гг. Активизация внешнеполитическ
Поворот от конфронтации к сотрудничеству со странами Запада.
Попытки совместного преодоления кризисной ситуации в мировой социалистической системе. Либерализация отношений со странами социализма. Падение коммунистических режимов в восточноевропей
Радикальное изменение геополитической ситуации в мире.
Основные понятия: «Холодная война», биполярный мир, мировая социалистическа
коллективное руководство, культ личности, реабилитация, национальная автономия, патернализм, волюнтаризм, коммунизм, антипартийная группа, политическая элита, оттепель, коммунизм, мирное сосуществование, развивающиеся страны, «третий мир», ОВД, стратегическое оружие, страны социалистическо
Семинар 10. СССР в 1945 - конце 1980-х гг.: культурное развитие
1. Попытки демократизации культурной жизни.
2. Развитие международных контактов ученых и деятелей культуры Начало «оттепели». Реабилитация деятелей культуры и «возвращение» их произведений. «Шестидесятники»
Развитие образования. Реформа средней и высшей школы.
Новые творческие направления в искусстве. Борьба двух начал - охранительного и обновленческого. Видные деятели советского искусства и их произведения.
Достижения советской науки в использовании атомной энергии и освоении космоса. Создание центров академической науки в Сибири и на Дальнем Востоке. Виднейшие советские ученые: И.В. Курчатов, С.П. Королев, М.В. Келдыш, Л.Д. Ландау, М.А. Лаврентьев.
Развитие международных контактов ученых и деятелей культуры.
Итоги духовного обновления страны за годы «оттепели».
Борьба демократического и охранительного начал в культуре. Достижения в литературе, театральном искусстве, кинематографе. Выдающиеся мастера культуры и их произведения.
Гонения на деятелей культуры. Процесс над Ю. Даниэлем и А. Синявским. Эмиграция деятелей науки и искусства. Изгнание А. И. Солженицына.
Идеологическое наступление в общественных науках. Нарастание трудностей в развитии точных и естественных наук. Достижения советских ученых. Активизация духовной жизни - необходимое условие успеха перестройки. Гласность. Роль СМИ в раскрепощении общественного сознания. Всплеск интереса к историческому прошлому. Переосмысление истории. От критики сталинизма к критике основоположников марксизма. Размывание официальной идеологии. Развенчание советских ценностей. Идеологический плюрализм.
Позитивные и негативные итоги перестройки в культуре, духовной жизни и общественном сознании.
Основные понятия: «оттепель», либерализация культурной жизни, самиздат, тамиздат, шестидесятники, диссиденство, альтернативное искусство, консервативно- охранительные начала, «деревенская проза», «самиздат», «тамиздат», «магнитофонная революция», «бульдозерная выставка», гласность, свобода слова, «полочные фильмы», идеология, плюрализм, менталитет.
ЛИТЕРАТУРА К 5-7 ТЕМЕ
Раздел 1.
Военный коммунизм: как это было. По материалам круглого стола. М., 1991.
Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994.
Историки спорят: 13 бесед. М., 1988.
Рабинович А. Большевики приходят к власти. М., 1989.
Революция и гражданская война в описании белогвардейцев Деникин, Юденич, Врангель. М., 1991.
Суханов Н.Н. Записки о революции. М., 1991.
Троцкий Л.Д. Уроки Октября. К истории русской революции. М., 1990.
Раздел 2.
Авторханов А. Технология власти. М., 1991.
Бутенко А. П. Откуда и куда идем. М., 1991.
Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. Политический портрет
И. В. Сталина. М., 1990.
Геллер М., Некрич А. История России. 1917-1995. Т.1. М., 1996.
Голланд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. М., 1991.
Гордон Л. А. Клопов Э.В. Что это было? Размышление о предпосылках
и итогах того, что стряслось с нами в 30-40-е годы. М., 1989.
Осмыслить культ личности Сталина. М., 1989.
Страницы истории советского общества. М., 1989.
Троцкий Л.Д. Сталин. М., 1990.
Раздел 3.
Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди. Документы. М., 1990.
Великая Отечественная война. Известное о неизвестном. М., 1989. Война, народ, победа. М., 1984.
Иноземцев Н.Н. Цена победы в той самой войне. М., 1995.
Кривошеев Г.Ф. Полвека назад. Цифры и факты. М., 1995.
Самсонов А.М. Знать и помнить. М., 1988.
Соколов В. В. Цена победы: Великая Отечественная война. Неизвестное об известном. М., 1991.
Черчилль У. Вторая мировая война. М., 1991.
Раздел 4.
Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2. Любое изд. (для всех разделов).
Волкогонов Д.А. Семь вождей. М., 1995 (для всех разделов).
Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995. Т. 1-2. М., 1996 (для всех разделов).
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990 (для всех разделов).
Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000.
Ильина Т.В. История искусства. Отечественное искусство. М., 1994 (для всех разделов).
Наука и власть. Воспоминания ученых гуманитариев и обществоведов. М., 2001 (для всех разделов).
Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М., 1998 (для всех разделов).
Степанян Н. Искусство России. XX век. Взгляд из 90-х гг. М., 1998 (для всех разделов).
Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.
Шноль С.Э. Герои и злодеи российской науки. М., 1997.
Раздел 5.
Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.). Свидетельство современника. М., 1991.
Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: о Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990.
Медведев Р. А. Они окружали Сталина. М., 1990.
От "оттепели" до застоя. М., 1990.
Свет и тени "великого десятилетия": Н. С. Хрущев и его время. М., 1990.
Хрущев Н.С. Материалы к биографии. М., 1989.
Раздел 6.
Брежнев Л. И. Материалы к биографии. М., 1991.
Валовой В.Д. От застоя к развалу. М., 1991.
Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского
Союза. М., 1991.
Геллер М., Некрич А. История России. 1917-1995. Т.З. М., 1996.
Медведев Р. А. Личность и эпоха. Политический портрет Л. И. Брежнева. Кн.1. М., 1991.
Миф о застое. Л., 1991.
Погружение в трясину (Анатомия застоя). М., 1991.
Раздел 7
Геллер М. Седьмой секретарь. Блеск и нищета Мих. Горбачева. М., 1995.
Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны
и для всего мира. М., 1988.
Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.
Горбачев М.С. Декабрь-91: моя позиция. М., 1992.
Грачев А. С. Кремлевская хроника. Застой, перестройка. М., 1994.
Рыжков Н.И. Перестройка: история предательств. М., 1992
Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993.
Яковлев А.Н. Муки прочтения бытия. Перестройка: надежды и реальности. М., 1991.
Тема 8. Современная Россия и мир
Лекция 12. Экономическое и политическое развитие современной России
1. Становление российской государственност
2. Новый этап государственного строительства в России конец 1993-1995 гг.
3. Социально-эконом
4. Оживление российской экономики на современном этапе.
Конституционный кризис в России. Борьба двух ветвей власти - законодательной и исполнительной. События осени 1993 г. Разрушение системы советов.
Новый этап государственного строительства в России конец 1993-1995 гг.
Общественно-поли
Отставка Б.Н. Ельцина. Выборы нового президента России. Приоритетные направления деятельности современного руководства в политической сфере. Попытка решения чеченской проблемы. Реформирование системы государственной власти. Федеральные округа и представители Президента в них. Создание Госсовета. Преобразование Совета Федерации. Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти. Упорядочение законодательства
Социально-эконом
Корректировка экономической реформы после 1992 г. Инфляция, падение промышленного и сельскохозяйстве
Августовский кризис 1998 г. Его характер, причины и социально- экономические последствия. Меры руководства по выходу из кризиса.
Оживление российской экономики на современном этапе. Источники экономического роста. Основные направления социальной и экономической политики современного российского руководства. Место России в системе международных экономических отношений.
Основные понятия: консенсус, легитимность, либерализм, лоббизм, олигархия, электорат, геополитика, акция, акционерное общество, бюджетный дефицит, ваучер, девальвация, дефолт, инфляция, корпорация, коррупция, либерализация (цен, экономической деятельности), макроэкономика, мафия, МВФ, приватизация, рыночная инфраструктура, секвестр, частная собственность, эмиссия.
Семинар 11. Социокультурная трансформация
1. Социальные изменения в обществе.
2. Трансформация российской культуры.
3. Антитеррористиче
Основные понятия: вестернизация культуры, духовный кризис, культурное наследие, человеческие ресурсы, гражданское согласие, социальные конфликты, средний класс, социальная стратификация, неформальные практики социальных институтов, недоверие институтам государственной власти, культурная экспансия Запада, механизм взаимодействия культур, уровни взаимодействия культур, антитеррористиче
Семинар 12. Внешняя политика современной России
1. Концепция внешней политики Российской Федерации.
2. Укрепление сотрудничества со странами СНГ.
3. Взаимодействие со странами Центральной Азии и Азиатско-Тихооке
Расширение Европейского Союза на Восток и национальные интересы России. Противоречивое отношение России к американскому мировому лидерству. Укрепление сотрудничества со странами СНГ. Взаимодействие со странами Центральной Азии и Азиатско-Тихооке
Основные понятия: военные доктрины, глокализация, концепция внешней политики РФ, рецидивы «холодной войны», «мусульманская карта», доктрина «гуманитарного вмешательства» У.Клинтона, концепция «общеевропейског
Литература
Антикультура. //Вестник российского философского общества.2001.№4
Арбатова Н.Общее политическое пространство между Россией и ЕС: утопия или реальность// Мировая экономика и международные отношения.2006.№
Богатуров А. Глобальные аспекты «цивилизационног
Бороздин Э.К. К проблеме культуры России и ее предназначения// Сознание и физическая реальность.2003 №3.
Внешняя политика и безопасность современной России.1991 – 2002.Т.1-2.М.200
Воронов К. Новый партнерский договор РФ – ЕС//Мировая экономика и международные отношения.2007.№
Гаджиев К.Демократическо
Голенкова З.Т.Основные тенденции трансформации социальных неравенств // Россия: трансформирующее
Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России//Социс.20
Дугин А. Основы геополитики: геополитическое будущее России. М.: Арктогея - центр, 2000.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.:Аспект Пресс.1997.
Ионин Л.Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России) //Свободная мысль.1995.№2.
Кефели И.Ф.Отечественна
Концепция устойчивого развития в контексте глобализации//Ми
Крутоус В. Новоязычество в современной культуре.//Свобо
Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //Трансформация старой номенклатуры и стратификация российского общества. М. 1996.
Лапин Н.И. Социокультурная трансформация современной России //Вестник российского гуманитарного научного фонда. 2002. №1.
Лихачев Д.С. Агрессивность «бездуховности»/
Манихейская компонента русской культуры//Общест
Мультикультурали
Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе// Социологический журнал.1995.№2.
Паин Э.А.Этнополитиче
Пастухов В.Б.Новый формат социальной политики России//Обществе
Пашковская И. Деятельность ЕС в России по программе ТАСИС//Мировая экономика и международные отношения.2007.№
Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М.: Наука.2002.
Радаев В.В., Шкратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект пресс.1995.
Рашковский Е. Цивилизационные парадоксы США: взгляд из России// Мировая экономика и международные отношения.2007.№
Россия и страны Центральной Азии: взаимодействие на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006.
Россия: социокультурные ограничения модернизации// Общественные науки и современность.20
Современные трансформации российской культуры. М.:Наука.2005.
Социальные трансформации в России. М: Флинта.2005.
Тауни А. Европейский Союз: «град на холме» и Лиссабонская стратегия»//Миро
Тройной кризис на Ближнем Востоке// Мировая экономика и международные отношения.2007.№
Тузиков А.Р. Основы геополитики, М.: Кнорус. 2004.
Уткин А.И.Мировой порядок ХХI века. М.:Эксмо-алгорит
Федеральная программа «Культура России» (2001-2005г.г.// Ориентиры культурной политики. 2001. №3.
Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты//Мировая экономика и международные отношения.2007.№
Федулова Н. СНГ-15 лет спустя // Мировая экономика и международные отношения.2006.№
Шишелина Л.Н. Расширение Европейского Союза на Восток и интересы России. М.: Наука, 2006.
Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистиче
Щербина В.В. Распад культуры и сценарий возможного развития России//Наука о культуре: итоги и перспективы.2000 №3.
Якобсон Л.И.Социальная политика: коридоры возможностей// Общественные науки и современность.20
3.2.1.1. Технологическая карта обучения дисциплине
ИСТОРИЯ
студентов ООП 0210000.62 География, профиль «Физическая география и ландшафтоведение
по очной форме обучения
(общая трудоемкость 4 з.е.)
Наименование модулей, разделов, тем | Всего часов | Аудиторных часов | Внеаудиторных часов | Самостоятельная работа | Формы и методы контроля | |||||||||
всего | лекций | Семинарских занятий | Содержание (или номера заданий) | часы | ||||||||||
144 | 56 | 28 | 28 | 56 | ||||||||||
Модуль 1 | ||||||||||||||
Вводная лекция | 8 | 2 | - | 2 | 4 | Подготовка конспекта | 6 | зачет | ||||||
Тема 1. Древняя Русь VI-XIII вв. | 20 | 2 | 2 | 6 | 10 | Подготовка реферата по теме семинара | 8 | Зачет | ||||||
Тема 2. Московская Русь и мир XIV-XVI вв. | 28 | 4 | 4 | 6 | 14 | Руководство работой малой группы | 8 | Зачет | ||||||
Тема 3. История нового времени. | 32 | 4 | 4 | 8 | 16 | Подготовка доклада на курсовую конференцию | 10 | Зачет | ||||||
Тема 4. Становление и индустриальной цивилизации в XIX – начале ХХ вв. | 28 | 4 | 4 | 6 | 14 | Письменная работа (аудиторная) | 6 | Зачет | ||||||
модуль 2 | Письменная работа (домашняя) | |||||||||||||
Тема 5. Становление советского государства (1917-конец 1930-х гг.) | 28 | 4 | 4 | 6 | 14 | Тестирование | 4 | зачет | ||||||
Тема 6. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) | 24 | - | 4 | 8 | 12 | Письменная работа | 6 | Зачет | ||||||
Тема 7. СССР в 1945 – конце 1980-х гг. | 24 | 4 | 4 | 4 | 12 | Тестирование | 4 | Зачет | ||||||
Тема 8. Современная Россия и мир. | 24 | 4 | 2 | 6 | 12 | Подготовка презентации | 8 | Зачет |
3.2.1.2. Методические рекомендации по освоению дисциплины.
Включают рекомендации по написанию курсовых работ, выполнению различных заданий при подготовке к аудиторным занятиям, осуществлению внеаудиторной работы по дисциплине и т.п.
3.2.2. Учебные ресурсы.
3.2.2.1. КАРТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Для студентов ООП 0210000.62 География, профиль «Физическая география и ландшафтоведение
по очной форме обучения
№ п/п | Наименование | Наличие место/ (кол-во экз.) | Потребность | Примечания |
Обязательная литература | ||||
Модуль №1 | ||||
1. | Внешняя политика советского государства (1917 - 1930-е гг.): Практикум по отечественной истории/ Сост. Л.Э. Мезит. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. | КГПУ - 4 | 0.1 | |
2. | Зуев, М. Н. История России: учебное пособие/ М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 655 с | КГПУ - 1 | 0.2 | |
3. | Дегоев, В.В. Внешняя политика России и международные системы: 1700-1918гг.:: Учебное пособие/ В.В. Дегоев. - М.: Университет: РОССПЭН, 2004. - 496 с. | КГПУ - 2 | 0.2 | |
4. | Деревянко А.П. История России: учеб. пособие/ А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. - 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Велби: Проспект, 2005. | КГПУ – 57 | 0.5 | |
5. | История России IХ-ХХI вв. От Рюрика до Путина: Учеб. пособие/ Ред. Я.А. Перехов. - М.: Март, 2005. - 672 с. | КГПУ - 36 | 0.4 | |
6. | История России: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Бердинских. – Москва: Академический проект, 2005 | - | - | Краевая библиот, 2 |
7. | История России XX - начала XXI века: учебное пособие/ Л. Н. Вдовина [и др.]. ; ред. Л. В. Милов; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - М.: Эксмо , 2008. - 960 с. | КГПУ - 40 | 0.5 | |
8. | История России: учебник/ А. С. Орлов [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2008. - 528 с. | КГПУ - 141 | 0.2 | |
9. | Кириллов В. В. История России: учебное пособие/ В. В. Кириллов. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 661 с. | КГПУ - 34 | 1.7 | |
10. | Кириллов В. В. История России: учебное пособие/ В. В. Кириллов. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Высшее образование, 2009. - 661 с. | КГПУ - 30 | 0.2 | |
11. | Мировые воны XX века: в 4-х кн. М., 2005. | - | - | Краевая библиотека, 3 |
12. | Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник для вузов/ Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 3-е изд., изм. и доп.. - М.: НОРМА, 2005. - 768 с. | - | - | Краевая библиотека, 2 |
13. | Отечественная история с древнейших времен до настоящего времени: методическое пособие для самостоятельной работы/ сост.: И. Н. Ценюга, Е. П. Береговая. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. | КГПУ - 94 | 0.4 | |
14. | Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005) / А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, Н.С. Елманова. М., 2006. | КГПУ - 3 | 0.8 | |
15. | Расторгуев С.В. История России IХ-ХХI вв.: курс лекций. / С.В. Расторгуев. – Москва: Омега-Л., 2006 | - | - | Краевая библиотека, 3 |
Дополнительная литература | ||||
Модуль №1 | ||||
1. | Блоцкий, О. М. Владимир Путин: монография/ О. М. Блоцкий. - М.: ОСМОС-2ПРЕСС, 2003. - 336 с. | КГПУ - 3 | 0.01 | |
2. | Всемирная история: в 3-х ч. : учебное пособие. Ч. 1 : С древнейших времён до конца XVIII в./ О. А. Яновский [и др.]. - Мн.: Юнипресс, 2002. - 608 с. | КГПУ - 5 | 0.02 | |
3. | Всемирная история: в 3 ч. : учебное пособие. Ч. 2 : XIX в. - октябрь 1917 г./ О. А. Яновский [и др.]. - Мн.: Юнипресс, 2002. - 416 с. | КГПУ - 5 | 0.05 | |
4. | Всемирная история: в 3 ч. : учебное пособие. Ч. 3 : Октябрь 1917 г. - 90-е гг. XX века/ О. А. Яновский [и др.]. - Мн.: Юнипресс, 2002. - 464 с. | КГПУ - 5 | 0.02 | |
5. | Иванов, И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления: монография/ И.С. Иванов. - М.: Университет: РОССПЭН, 2001. - 352 с. | КГПУ - 1 | 0.06 | |
6. | Иванов, И.С. Россия в современном мире. Ответы на вызовы ХХI века: Статьи и выступления: монография/ И.С. Иванов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 640 с.: ил. - (XXIв. Политика и общество). | КГПУ - 1 | 0.06 | |
7. | История России (IХ-ХХ вв): Учебное пособие/ Ред. Я.А. Перехов. - М.: Гардарики: МарТ, 2002. - 623 с. | КГПУ - 2 | 0.02 | |
8. | История России XVIII-XIX веков: учебное пособие/ Л. Н. Вдовина [и др.]. ; ред. Л. В. Милов; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - М.: Эксмо , 2008. - 768 с. - (История России с древнейших времен до начала XXI века). | КГПУ - 40 | 0.25 | |
9. | История России с древнейших времён и до наших дней: учебное пособие/ А. А. Григорьев, В. И. Федорова [и др.] ; ред. В. И. Федорова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 328 с. | КГПУ - 36 | 0.4 | |
10. | История России с древнейших времён до наших дней: Учебник/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2000. - 520 с. | КГПУ - 2 | 0.02 | |
11. | Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до начала 21 века: Учебное пособие/ Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.. - М.: КноРус: Право и закон, 2002. - 688 с. | КГПУ - 1 | 0.02 | |
12. | История России: Учебник для вузов/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев; Ред. М.Н. Зуев. - М.: Высш. шк., 2002. - 479 с. | КГПУ - 19 | 0.02 | |
13. | История России в портретах государственных и политических деятелей/ Под ред. проф. Корнилова В.А.. - М.: Омега-Л, 2002. - 336 с. | КГПУ - 1 | 0.02 | |
14. | Уткин, А. И. Россия и Запад: история цивилизаций: учебное пособие/ А. И. Уткин. - М.: Гардарики, 2000. - 574 с. | КГПУ - 5 | 3 | |
15. | История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр/ Н. Верт. - 2-е изд. - М.: Весь мир, 2000. - 544 с. | КГПУ - 2 | 0.02 | |
16. | История Отечества: Учебник для вузов/ Ред. Г.Б. Поляк. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002. - 655 с. | КГПУ - 4 | 0.02 | |
17. | История России с древнейших времён и до наших дней: учебное пособие/ А. А. Григорьев, В. И. Федорова [и др.] ; ред. В. И. Федорова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 328 с. | КГПУ - 100 | 0,3 | |
18. | Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство ее участника. М., 2001. | Краевая библиотека - 5 | 0,04 | |
19. | Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1/ А.Г. Кузьмин. - М.: ВЛАДОС, 2003. | КГПУ - 51 | 0,3 | |
20. | Млечин Л. МИД. Министры иностранных дел. Романтики и циники. М., 2001. | Краевая библиотека - 5 | 0,03 | |
21. | Новейшая история Отечества: ХХ век: В 2 т. Т. 1: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп./ Под ред. А.Ф. Кисилева, Э.М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 496 с.. | КГПУ - 115 | 0,3 | |
22. | Новейшая история Отечества: ХХ век: В 2 т. Т. 2: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп./ Под ред. А.Ф. Кисилева, Э.М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 448 с | КГПУ - 115 | 0,3 | |
23. | Отечественная история 1917-2001г: Учебник. / Ред. И.М. Узнародов. - М.: Гардарики, 2002. | КГПУ - 5 | 0.02 | |
24. | Одинцова М.Н. Отечественная история. Буржуазные реформы в России (60-70-е годы 19 в.): Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов 1 курса всех специальностей всех форм обучения/ М.Н. Одинцова. - Красноярск: СибГТУ, 2004. | КГПУ - 1 | 0.02 | |
25. | Семанов, С.Н. Александр II: История Царя-Освободител | КГПУ - 1 | 0.02 | |
26. | Сиполс В.Я. Великая Победа и дипломатия. 1941-1945. М., 2000. | Краевая библиотека - 3 | 0.02 | |
27. | Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945): Учебное пособие для студ. вузов/ А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин; Ред. А.Ф. Киселев. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 896 с. | КГПУ - 50 | 0,3 | |
28. | Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995): Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 600 с. | КГПУ - 50 | 0,3 | |
29. | Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век - 1917г): хрестоматия/ Сост. В.А. Томсинов . - М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - 381 с. | КГПУ - 3 | 0.02 | |
30. | Цимбаев, Н.И.. История России XIX - XX вв./ Н.И. Цимбаев. - М.: СЛОВО; Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с. | КГПУ - 3 | 0.02 |
3.2.3. Компоненты мониторинга учебных достижений студентов
3.2.3.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ
Входной МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам) | |||||||||||||||
Форма работы* | Количество баллов 5 % | ||||||||||||||
Min | max | ||||||||||||||
Тестирование | 0 | 5 | |||||||||||||
Итого | 0 | 5 | |||||||||||||
Наименование дисциплины/ курса | Уровень/ступень образования | Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В,С) | Количество зачетных единиц/кредитов | ||||||||||||
История | Бакалавр | 3 кредита (ЗЕТ) | |||||||||||||
Смежные дисциплины по учебному плану | |||||||||||||||
Предшествующие: школьный курс по отечественной истории и обществознанию | |||||||||||||||
Последующие: философия, экономическая теория, политология | |||||||||||||||
ВХОДНОЙ МОДУЛЬ | |||||||||||||||
Форма работы* | Количество баллов 30% | ||||||||||||||
Min | max | ||||||||||||||
Текущая работа | тестирование | 1 | 5 | ||||||||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1 | |||||||||||||||
Форма работы* | Количество баллов 30% | ||||||||||||||
Min | max | ||||||||||||||
Текущая работа | Посещение лекций | 1 | 1 | ||||||||||||
Посещение семинарских занятий | 1 | 1 | |||||||||||||
Выступление на семинарском занятии | 1 | 1 | |||||||||||||
Подготовка реферата по теме семинара | 5 | 5 | |||||||||||||
Руководство работой малой группы | 1 | 1 | |||||||||||||
Подготовка доклада на курсовую конференцию | 5 | 5 | |||||||||||||
Письменная работа (аудиторная) | 1 | 1 | |||||||||||||
Письменная работа (домашняя) | 3 (три контрольные) | 3 (три контрольные) | |||||||||||||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | 3 | 3 | ||||||||||||
Итого: | 21 | 35 | |||||||||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2 | |||||||||||||||
Форма работы* | Количество баллов 30% | ||||||||||||||
Min | max | ||||||||||||||
Текущая работа | Посещение лекций | 1 | 1 | ||||||||||||
Посещение семинарских занятий | 1 | 1 | |||||||||||||
Выступление на семинарском занятии | 1 | 1 | |||||||||||||
Подготовка реферата по теме семинара | 5 | 5 | |||||||||||||
Руководство работой малой группы | 1 | 1 | |||||||||||||
Подготовка доклада на курсовую конференцию | 5 | 5 | |||||||||||||
Письменная работа (аудиторная) | 1 | 1 | |||||||||||||
Письменная работа (домашняя) | 3 (три контрольные) | 3 (три контрольные) | |||||||||||||
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | 3 | 3 | ||||||||||||
Итого: | 21 | 35 | |||||||||||||
ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬ | |||||||||||||||
Содержание | Форма работы* | Количество баллов 30% | |||||||||||||
Min | max | ||||||||||||||
Экзамен | 17 | 25 | |||||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | |||||||||||||||
Базовый модуль/ Тема | Форма работы* | Количество баллов 10% | |||||||||||||
min | max | ||||||||||||||
БМ № 1 Темы № 1, 2, 3, 4, 5 | Устный ответ | 2 | |||||||||||||
Письменная работа | 1 | ||||||||||||||
Тестирование | 2 | ||||||||||||||
БМ № 2 Темы № 6, 7, 8, 9, 10 | Устный ответ | 2 | |||||||||||||
Письменная работа | 1 | ||||||||||||||
Тестирование | 2 | ||||||||||||||
Итого: | 0 | 10 (свыше 100) | |||||||||||||
Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля) | min | max | |||||||||||||
60 | 100 |
*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем
ФИО преподавателя: Валюх Е.П.
Утверждено на заседании кафедры «___» май 2011 г. Протокол №______
Зав. кафедрой________
3.2.3.4. Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе на 2014/15 учебный год
В учебную программу вносятся следующие изменения:
1. Актуализация списка литературы
2. Актуализация списка печатных учебных носителей
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
"___"_____ 2014 г., протокол № ________
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой _______________ (И.Н. Ценюга)
Декан факультета ________________
"_____"_________
3.3. Учебные материалы
3.3.1. Учебные материалы на электронных носителях.
Папка «История для БГХ» // Ресурсный центр, КГПУ им. В.П. Астафьева, корпус № 5 (темы презентаций, темы рефератов, тесты для самопроверки, статьи по курсу, монографии, учебники)
3.3.2. Учебные материалы на бумажных носителях.
1. Ценюга И.Н., Береговая Е.П. История России с Древнейших времен до настоящего времени. / И.Н. Ценюга, Е.П. Береговая. – Красноярск, 2010.
2. Зберовская Е.Л. , Валюх Е.П. История России ХХ века (1917 – 2013 гг.).Учебное пособие / Е.Л. зберовская, Е.П. Валюх. – Красноярск, 2014
3. Мезит Л.Э., Ценюга И.Н., Валюх Е.П. История. / Л.Э. Мезит, И.Н. Ценюга, Е.П. Валюх. – Красноярск, 2014
× |