"Общая психология"

оглавление
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. Предмет психологии
Глава 2. Методы современной психологии
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ
Глава 3. Личность
Глава 4. Общение
Глава 5. Группа
Глава 6. Деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 7. Сенсорная организация личности
Глава 8. Память
Глава 9. Мышление
Глава 10. Воображение
Глава 11. Внимание
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Глава 12. Эмоции и чувства
Глава 13.Воля
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава 14. Темперамент
Глава 15. Характер
Глава 16. Способности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

Методы современной психологии

Характеристика методов психологии
К методам сбора фактического материала относят: эмпирические (анкета, беседа, тестирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности) и экспериментальные (эксперимент) методы. Данные методы  отличаются по следующим признакам:
Эмпирические методы

  • Не предполагают создания специальной (экспериментальной) ситуации.
  • Не позволяют изучать психические явления в отдельности.
  • Психические явления рассматриваются комплексно и поэтому трудно выделить истинную причину данного поведения.

Экспериментальные методы

  • Предполагают создание экспериментальной ситуации.
  • Позволяют изучать психические явления, изолировано.
  • Можно выявить причину наблюдательного поведения.

Эксперимент
Эксперимент – это метод, который изучает психические явления в условиях, создаваемых экспериментатором.
Существуют виды эксперимента: лабораторный (испытуемый знает о своем участии в эксперименте). Выделяют два вида лабораторного эксперимента – аппаратурный и текстовой. Естественный (испытуемый не знает о своем участии). К нему относятся – спортивный, педагогический, политический, медицинский эксперимент. У каждого эксперимента есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства лабораторного эксперимента:
А) Активность экспериментатора
Б) Повторяемость эксперимента
В) Позволяет уточнить точную причину наблюдаемого явления
Г) Количественная обработка полученных данных
Недостатки лабораторного эксперимента:
А) Искажение данных искусственной обстановкой;
Б) Применяется только для взрослых.
Достоинства естественного эксперимента:
А) Активность испытуемого;
Б) Естественность ситуации, при которой не искажается результат.
Недостатки естественного эксперимента:
А) Диапазон активности экспериментатора уже, чем в лабораторном эксперименте;
Б) Не повторяемость.
Разновидностью естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент. Данный метод состоит из следующих этапов:

  • Констатирующий (изучается наличный уровень развития изучаемого психического явления);
  • Формирующий (на этом этапе с помощью разнообразных методик экспериментатор развивает изучаемое психическое явления);
  • Контрольный (определение достигнутого уровня развиваемого психического явления).

Метод наблюдения
Наблюдение – это метод целенаправленного изучения психического явления путем восприятия поступков и действий человека в различных ситуациях.
Различают несколько классификаций метода наблюдения.

  • По объекту:
    • Монографическое (наблюдение за одним  человеком);
    • Выборочное (наблюдение за частью);
    • Сплошное (наблюдение за всеми испытуемыми).
  • По признаку прерывности:
    • Непрерывное;
    • Дискретное (наблюдение прерывается, но через некоторое время возобновляется).
  • По положению наблюдателя:
    • Включенное (реально действующее лицо и наблюдатель);
    • Не включенное (постороннее наблюдение).

Достоинства метода наблюдения:

А) Естественность обстановки для испытуемого;
Б) Для наблюдения доступны люди разной профессии;
В) Возможность видеть испытуемого в разных ситуациях.

Недостатки метода наблюдения:

А) Пассивность наблюдения;
Б) Подмена наблюдаемых фактов собственными впечатлениями;
В) Не повторяемость наблюдения.

Метод тестов
Тест – это кратковременное испытание, которое проводят с целью измерения уровня развития психики, и имеет стандарт.
Выделяют разные виды тестов:

  • Тест – успешности (позволяет измерить уровень овладения знаниями и навыками) н-р т. Монра (навык устного счета);
  • Тест – способностей (позволяет измерить уровень развития психических свойств, обеспечивающие успех деятельности)                  н-р т. Айзенка (уровень развития общих способностей);
  • Проективный тест (позволяет измерить уровень развития личности по ее реакциям на внешний объект);
  • Конститутивный тест (позволяет измерить личность                 через придания смысла ею неоформленного материала)                                           н-р т. Роршаха «Чернильные пятна»;
  • Конструктивный тест (позволяет получить информацию о личности по ее отдельным проявлениям) н-р т. «Графология»;
  • Интерпретационный тест (позволяет изучить личность по результатам толкования различных событий самого человека).

Беседа как метод
Беседа – это метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Требования к данному методу:
–  необходимо наметить цель беседы,
–  наметить план беседы,
–  сформулировать предполагаемые вопросы,
–  перед началом беседы создать обстановку доброжелательности,
–  задавать больше дополняющих и уточняющих вопросов,
– в начале беседы должны идти нейтральные вопросы, а значимые в середине,
–  необходимо внимательно слушать, а не писать ответы.

Анкетирование
Анкета – это опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Виды анкет:
Открытые (опрашиваемый сам формулирует ответы на поставленные вопросы) и закрытые (опрашиваемый из предложенных ответов выбирает наиболее подходящий).
Письменные и устные.
Анонимные (без указания фамилии, имени) и именные.
Непосредственные (информацию о себе дает непосредственно сама личность) и опосредованные (получение информации о личности от других лиц).
 Количественные (ответы в анкете даются в виде числа) и качественные (ответы выражаются в виде слова).
Требования к составлению анкет:
– вопросы должны быть четкие,
– интерес к вопросам должен постепенно возрастать,
– сложность вопросов должна соответствовать уровню развития человека,
– вопросов должно быть не более 10 – 15,
– наличие взаимоконтролирующих вопросов,
– необходимо включать вопросы типа «почему»,
– в закрытых анкетах должны быть предусмотрены все варианты ответов.
Метод изучения продуктов деятельности
Продукты деятельности – это предметные или знаковые результаты умственной и физической активности человека.
К продуктам деятельности относят рисунки, поделки, письма, сочинения и т.п.

тест по главе

Разработано в КГПУ им. В. П. Астафьева 2006г.