"Общая психология"

оглавление
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. Предмет психологии
Глава 2. Методы современной психологии
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ
Глава 3. Личность
Глава 4. Общение
Глава 5. Группа
Глава 6. Деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 7. Сенсорная организация личности
Глава 8. Память
Глава 9. Мышление
Глава 10. Воображение
Глава 11. Внимание
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Глава 12. Эмоции и чувства
Глава 13.Воля
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава 14. Темперамент
Глава 15. Характер
Глава 16. Способности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

Психология группы

Понятие, виды и уровни развития группы
Группа – это объединение двух и более человек. Выделяют следующие виды групп. Реальная группа (н-р студенты первого курса факультета педагогики и психологии детства). В свою очередь реальная группа делится:
а) по количеству людей 

  • малая (первичная группа от 2 до 7 человек),
  • большая (составляет 35 человек и более),

б) по признаку формальности

  • формальная группа создается на основе приказов, где расписан состав группы,
  • неформальная группа создается на основе интересов членов группы,

в) по отношению к мнению членов группы

  • референтная – это группа, с мнением членов которой человек считается,
  • нереферентная  – это группа, с мнением членов которой человек не считается.

Условная группа, при которой члены группы не знают друг друга в лицо, а их объединение проводится либо по территориальному признаку, либо по профессиональному (н-р студенты г. Красноярска).
Уровни развития групп / Я.Л.Коломинский.
В начале своего развития группа носит диффузный характер (н-р пассажиры одного автобуса, толпа на остановке), затем группа может перейти в ассоциацию (любая группа в начале своего создания, н-р группа абитуриентов). Ассоциация в свою очередь либо в коллектив, либо в кооперацию.
В основе развития группы лежат следующие признаки:
1) Наличие и характер общих целей в совместной цели.
2) Наличие и характер непосредственных отношений. Они возникают в процессе совместной деятельности и могут выражаться в трех формах:
на уровне групповой совместимости либо несовместимости,
выступает в форме внушаемости, либо устойчивости к внушению,
симпатии или антипатии.
3) Наличие и характер опосредованных отношений. Данные отношения возникают в процессе совместной деятельности и способствуют достижению общей цели.
Эти признаки отражаются на всех уровнях развития группы (таблица 1).

Таблица 1

Уровни развития группы


Уровни разви-тия группы (виды групп)

Наличие и характер общих целей в сов-местной деятельнос -                           ти

Наличие и характер непосредственных отношений

Наличие и характер опосредованных  отношений

Диффузная

Нет

Есть

Нет

Ассоциация

Личностные

Есть

Нет

Кооперация

Личностно-значимые

Есть

Нет

Коллектив

Коллективные

Есть

Есть

Вопрос о лидерстве
Лидерство – способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой – либо цели.
К вопросу о лидерстве близко такое понятие как руководитель, но лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Руководитель – лицо, на которое возложены функции управления и организации деятельности коллективом. Руководитель не всегда является лидером. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице.
Существует множество различных теорий лидерства. Приведем некоторые:

  • Теория физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердились. Напротив, часто лидер бывает маленького роста, малой физической силы.
  • Теория черт, согласно которой лидером может быть не любой человек, а обладающий определенным набором личностных качеств, совокупностью психологических черт (инициативность, энергичность, общительность, чувство юмора, уверенность, красноречие и т.д.).
  • Ситуационная теория предполагает, что лидер продукт ситуации.

Выделяют виды лидеров:
Лидер – организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные.
Лидер – творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем.
Лидер – борец. Волевой, уверенный в своих силах человек.
Лидер – утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту.
Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием. С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационном» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко.

тест по главе

Разработано в КГПУ им. В. П. Астафьева 2006г.