|
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.
Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В настоящее время различают несколько этапов становления психологии как науки (таблица 1).
Таблица 1
Основные этапы становления психологии как науки
Этапы становления психологии |
Предмет психологии |
Основная характеристика |
I этап |
Психология как наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) и её проявлениях. |
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Сначала наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
В 4 веке до н.э., по мнению Аристотеля, душа понималась как способ организации живого тела, в противовес представлениям о душе как особом начале. |
II этап |
Психология как наука о сознании |
Возникает в XVII в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. |
III этап |
Психология как наука о поведении |
Возникает в ХХ в. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки человека не учитывались. |
IV этап |
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики |
Сформировалось на базе философии диалектического и исторического материализма. |
На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. На рубеже XIX-XX вв. началось быстрое развитие психологии, которое стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь, развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, предъявляемыми к психологии со стороны медицины, педагогики и производства. В результате психология превратилась в самостоятельную, разветвленную область научных знаний. Психология как самостоятельная наука, выделившаяся из философии, имеет точную дату возникновения – 1878 год, когда Вильгельм Вундт в Лейпциге открыл первую психологическую лабораторию.
Главная методологическая проблема психологии – это проблема её предмета и метода исследования. В настоящее время психология рассматривается как наука, которая изучает проявления души и психических явлений, пытается их объединить посредством преломления к личности, поведению, деятельности, а также общению.
Научное понимание предмета и методов психологии в нашей стране развивалось на основе диалектического и исторического материализма, согласно которому психика рассматривается как свойство мозга по отражению действительности, истинность которого проверяется практикой, что обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
Разделы психологии
Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:
- конкретной деятельности;
- развития;
- отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).
Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.
Психология торговли – выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п.
В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенностей творческой личности; факторов, стимулирующих творческую активность; роли интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.
Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную.
Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуются принципы развития. Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.
Психология аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии: олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии.
Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
Современная психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.
В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация наук (рис.1), предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.
Естественные науки
Общественные науки Философские науки
Рис. 1. Схема нелинейной классификации наук
Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности. Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими "уравновешивание" организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные "этажи" нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А.Орбели, П.К.Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красногорского, А.А.Ухтомского, Н.А.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии "казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших. Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования, между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.
Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая, прежде всего, специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.
И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить". Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д. В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы. Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д.
Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей. Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся "несовместимость", они все, тем не менее, относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.
Понятие о психике и её физиологических механизмах
Поведение человека всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.
С точки зрения материализма психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и.т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде. Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее определенные функции приурочены к деятельности определенных её областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком. Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психологическую осознанную деятельность человека. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям головного мозга, которые обеспечивают произвольность поведение, развитие способностей, а также личностную сферу человека. Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.д. В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующие в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области.
Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:
- прием внешних воздействий;
- преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачи в мозг;
- декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к органам-исполнителям;
- прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);
- коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.
Функциональная организация человеческого мозга по современным взглядам нейропсихологии (А.Р.Лурия) включает три основных блока:
- энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола);
- блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры);
- блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы мозга).
Основные формы проявления психики
Все проявления психики или психические явления подразделяются на:
- психические процессы,
- психические состояния,
- психические свойства.
Психические процессы – отдельные формы или виды психической деятельности человека, которые характеризуются течением во времени, т.е. наличием начала и конца, и вызываются воздействиями извне. Выделяют две группы психических процессов:
- познавательные:
- ощущение,
- восприятие,
- память,
- мышление,
- воображение,
- речь,
- внимание.
- эмоционально-волевые:
Психические свойства – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека. Выделяют четыре психических свойства:
- темперамент,
- характер,
- направленность,
- способности.
Психические состояния – особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Выделяют более 100 психических состояний, таких как творческий подъем, сомнение, убежденность, апатия, устойчивый интерес и т.д.
Развитие психики в животном мире и становление сознания человека
Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:
- возникновение и развитие психики в животном мире,
- возникновение и развитие человеческого сознания,
- развитие психики в онтогенезе человека, начиная от внутриутробного его развития до конца жизни.
В данном разделе рассмотрим только первые два аспекта, а третий – в рамках психологии развития.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. При этом выделяют три этапа развития психики в животном мире (таблица 2). Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Чувствительность возникает на базе раздражимости (способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей) как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение, т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.
На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.
Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности, которая проявляется в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи через отражение межпредметных связей.
Таблица 2
Основные этапы развития психики в животном мире
Основные этапы |
Порядковый номер этапа |
Наименование этапа |
Первый |
Элементарная чувствительность |
Второй |
Предметное восприятие |
Третий |
Интеллектуальное поведение |
Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют три этапа развития форм поведения в филогенезе (таблица 3). Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах называют инстинктами. Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др. Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть. Интеллектуальное поведение присуще, прежде всего, для человекообразных обезьян, однако оно носит элементарный характер и не выходит за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.
Таблица 3
Развитие форм поведения в филогенезе
Основные этапы |
Порядковый номер этапа |
Наименование этапа |
Содержание этапа |
Первый |
Инстинкты |
Врожденные формы реагирования на определенные условия среды |
Второй |
Навыки |
Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных |
Третий |
Интеллектуальное поведение |
Сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков |
Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики.
Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Основные предпосылки возникновения сознания человека:
- развитие мозга,
- появление обучающего поведения,
- стадный образ жизни,
- вертикальное положение тела, обуславливающее расширение кругозора и дифференциацию верхних и нижних конечностей.
Причины возникновение сознания:
- труд, которому присущи употребление, изготовление орудий труда, а также осуществление его в условиях коллективной совместной деятельности;
- речь, которой присущи обобщение, сохранение в слове накопленного опыта, а также формирование отношение к старшему поколению как носителю опыта.
Структура сознания (А.В.Петровский) включает в себя:
- совокупность знаний о мире,
- различие субъекта и объекта и отношение субъекта к объекту,
- возможность целеполагающей деятельности.
Сознание изменяется одновременно в трех направлениях - историческом, онтогенетическом и гностическом.
Сознание может быть направлено не только на окружающий мир, но и на самого субъекта, в таком случае оно принимает форму самосознания.
Самосознание – это особый, структурный компонент психики, выражающийся в способности человека выделять самого себя как некую самостоятельную и отличную от всего окружающую реальность в прошлом, настоящем и будущем.
Свое взаимодействие с миром человек регулирует, исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ «Я-концепции». Образ «Я» - это устойчивая система представлений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения с другими. Психологи фиксируют у человека множество образов «Я», попеременно выступающих на переднем плане самосознания:
- реальное «Я» - представление о себе в момент переживания (текущее «Я»),
- идеальное «Я» - то, каким субъект должен быть, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности,
- динамическое «Я» - то, каким субъект намерен стать,
- фантастическое «Я» - то, каким субъект хотел себя видеть, если бы это было оказалось возможным.
Осуществляя самооценку, личность ориентируется на референтную группу. Эта группа, идеалы и интересы которой, человек примет.
«Я-концепция» включает в себя такие компоненты как:
- когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание),
- эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.;
- оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.
«Я-концепция» - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. При взаимодействии с людьми человек может применять такие механизмы психологической защиты как подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, вытеснение, компенсация и др. Если у человека хорошо развиты механизмы психологической защиты, то это делает неуязвимым по отношению к травмирующим ситуациям и воздействиям.
1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я” угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
2)Подавление. В отличие от отрицания. которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх-Я”. В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.
3)Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:
а)оправдание своей неспособности что-либо сделать;
б)оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.
4) Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название “формирование реакции”.
5)Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
6)Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
7)Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность, которая необходима для удовлетворения биологических потребностей – самосохранения организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.
Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития, структурно локализовано в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые стремления человека, его влечения, страсти, установки. Сфера подсознательного очень устойчива. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.
Сознательный уровень психической деятельности – сознательно-волевые действия, обеспечивающие деятельность человека. Данный уровень психической деятельности присущ только человеку и является у него ведущим. Деятельность отличается от поведения животных тем, что носит созидательный характер и имеет структурную дифференциацию – осознание мотивов и целей; использование орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества; применение полученных в процессе социализации умений и навыков.
|