"Общая психология"

оглавление
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. Предмет психологии
Глава 2. Методы современной психологии
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ
Глава 3. Личность
Глава 4. Общение
Глава 5. Группа
Глава 6. Деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 7. Сенсорная организация личности
Глава 8. Память
Глава 9. Мышление
Глава 10. Воображение
Глава 11. Внимание
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Глава 12. Эмоции и чувства
Глава 13.Воля
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава 14. Темперамент
Глава 15. Характер
Глава 16. Способности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

ЛИЧНОСТЬ

Человек и личность
С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее сле­пым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междис­циплинарных исследований.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «лич­ность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употреб­ляются как синонимы, но если подходить строго к определе­нию этих понятий, то можно обнаружить существенные смы­словые оттенки. Взаимосвязи этих понятий даны на рисунке 1.

1

Человек - понятие самое общее, родовое, ве­дущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является:

  • прямохождение,
  • приспособленность рук к познанию и трудовой деятельности,
  • высокоразвитый мозг.

Как общественное существо, человек наделен:

  • сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Таким образом, понятие «человек» очень обобщенное и абстрактное.
Это понятие конкретизируется понятием «индивид». Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидом может быть новорождённый, ребенок-маугли,  идиот, взрослый человек с неизмененной психикой.
Однако не каждый индивид может стать личностью. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале. В своем первоначальном значении личность - это маска, роль, исполнявшаяся актером в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. Ес­ли в христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, то в Новое время на пе­редний план выступает самосознание и личность практически отождествляется с понятием Я.
Для того, чтобы индивид стал личностью, он должен выполнить такие условия как:

  • иметь общественное окружение,
  • выполнять в обществе определенные социальные роли. Социальная роль – относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия; мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной  объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Выделяют три группы социальных ролей:
    • семейные (отец, мать, сын, дочь, племянница, тетя и др.),
    • служебные (начальник, подчиненный, коллега и др.),
    • житейские (покупатель, пассажир, клиент и др.).
  • усвоить нормы и ценности общества и выработать к ним своё отношение.

Таким образом, личность – сознательный индивид, сформировавшийся под влиянием общественных отношений в группе, выполняющий в обществе определенные социальные роли, усвоивший нормы и ценности общества и выработавший к ним своё отношение.
Исходя из данного определения, не каждый человек может считать себя состоявшимся как личность в разных ситуациях жизни, так как наверняка степень и освоения им разных социальных ролей, и усвоения общественного опыта, и выработки своего отношения к нормам и ценностям общества будет неодинаковым. В связи с этим в развитии личности выделяют два этапа:

  • рождение незрелой личности – приходится на возраст трёх лет, когда образуется система признаков незрелой личности:
    • выделение себя как персоны – единого целого, отличного от всех остальных,
    • избирательное отношение к окружающим людям
    • изъявление своей воли,
    • проявление чувства половой принадлежности,
    • осознание своих прав и обязанностей,
    • проявление притязания на признание.
  • появление зрелой личности – наблюдается примерно в 15 лет и характеризуется такими признаками как:
    • формированием мировоззрения,
    • проявлением творчества,
    • наличием самосовершенствования.

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличаю­щих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др., поэтому индивидуальность проявляется и у индивида и у личности.  
Каждый человек с полным правом может сказать – самое дорогое, что есть у меня, и чего нельзя от меня отнять, даже убив меня, - это моя уникальная, неповторимая личность (А. С. Пушкин: “Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире, мой прах переживет и тленья избежит…”). Среди миллиардов людей, ныне живущих, живших ранее и тех, что будут жить, не было, нет и не будет другого  такого  человека как я. Вполне справедлива мысль о  том, что когда рождается человек, рождается  целый новый мир, новая вселенная, а когда умирает, умирает безвозвратно этот мир, эта вселенная, которая также неисчерпаема, как и внешняя, окружающая нас вселенная. Или не умирает целиком и совсем бесследно? (остается частично жить в своих вкладах, персонализированных в людях и вещах).

Методологические подходы, определяющие структуру личности
Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой личности. Всегда остается некий остаток, принципиально несводимый ни к какой теории. Поскольку каждого больше интересует его собственная личность, а не личность вообще, то встает вопрос, а в чем же польза теоретических знаний о личности вообще? Если они не объяснят тайну моей конкретной личности. Польза рассмотрений  этих теории в том, что они могут помочь каждой личности в ее самопознании, дать какие-то ориентирующие представления, на конец, пробудить интерес к самой проблеме и дать стимул к самопознанию своей личности
Психологическая структура личности есть система психических состояний, качеств, процессов. Употребляя слово: система, мы имеем в виду, что это не просто набор независимых характеристик, а сложная система взаимосвязанных очень сложными и разнообразными связями психических явлений, характеризующих личность как  субъекта социальных отношений и деятельности. У каждой конкретной личности она индивидуальна и уникальна, но общее её строение и компоненты типичны. Возможны разные построения системы или  структуры личности. Б.В.Зейгарник, анализируя имеющиеся теории личности, пришла к выводу, что их можно разделить на четыре группы в зависимости от того, какому фактору психического развития их автор отдает предпочтение.
Выделяют три фактора психического развития:

  • биологический – представленный особенностями наследственности человека,
  • социальный – характеризующийся влияниями социальной среды,
  • психологический – обусловленный активностью человека.

Исходя из этого различают четыре подхода к анализу развития личности:

  • биогенетический подход – его сторонники предпочтение отдают биологическому фактору развития личности (не отрицая второстепенного, пор их мнению, влияния других факторов),
  • социогенетический подход – при этом предпочтение в развитии личности отдается влиянию социальной среды,
  • психогенетический подход – главная роль отводится собственной активности человека,
  • комплексный подход – его сторонники полагают, что все факторы психического развития важны и трудно отдать предпочтение одному из них.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматри­вает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важ­ных, основополагающих. Рассмотрим некоторые теории в рамках данных подходов.
Биогенетический подходможет быть проиллюстрирован теорией З.Фрейда и теорией В.Джеймса и Д.Дьюи.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) предложил модель личности (рис.2). Он рассматри­вал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу.


Целевая диаграмма

Бессознательные стремления личности (сексуальные, самосохранения и саморазрушения)  образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотива­цию ее действий. В силу невозможности удовлетворения ин­стинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынуж­ден постоянно искать компромисс между глубинным влечени­ем и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровне­вое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминания­ми», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротиче­ский тип поведения,  от которого Я спасается с помощью защитных механизмов – вытеснения и сублимации.Это модель личности, постоянно обороняю­щейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рас­сматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
Теория функционализма Вильяма Джеймса (1842-1910) и Джона Дьюи (1859-1952), согласно которой психология рассматривалась как естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их "условия". Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций. Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.
Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.
Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания.
Представителями социогенетического подхода  являются представители поведенческой концепции, неофрейдизма и ролевой концепции личности.

Поведенческая концепция.
Еще один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой ин­формации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его по­ведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего аг­рессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится из­бегать наказаний и получать поощрения и в этом плане одно­значно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализи­руя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса нау­чения, понимаемого как стимуляция «хороших», т. е. желае­мых, действий.
В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжела­тельное отношение властей и т. п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается обще­ство. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал воз­награждающие воздействия со стороны других, тем менее цен­ным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межлично­стных отношений делается вывод, что добровольное взаимо­действие между партнерами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т. е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.
Родоначальниками неофрейдизма являются А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм. Отталкиваясь от постулатов З.Фрейда о бессознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. С их точки зрения решающую роль в развитии личности имеет социальная среда. При этом бессознательное ими наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А.Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К.Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э.Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности.
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широ­кое распространение в различных социоло­гических течениях, прежде всего в структурно-функциональ­ном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль - это модель поведения, объективно задан­ная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Схематично структура личности по Д.Мид представлена на рисунке 3. Всякий раз, в силу наличия источника активности –  подструктура I, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко пред­ставляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое по­ведение в соответствии с ожиданиями окружающих – подструктура Self. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо» – подструктура Ме. Для этого су­ществует целая система социального контроля - от обществен­ного мнения до правоохранительных органов - и соответст­вующая ей система социальных санкций - от порицания, осу­ждения до насильственного пресечения.

Целевая диаграмма

Ярким представителем психогенетического подхода является гуманистическая психология К.Роджерса, Г.Олпорта и А.Маслоу.  Предметом их исследования стала личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, которая рассматривалась либо как устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), либо как свободная реализация творческих своих потенций (А.Маслоу), либо как укрепление веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К.Роджерс). При этом образно структура личности может быть представлена (рис. 5) стратами – сформированными качествами личности и формирующимися её признаками.

4

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Представителями комплексного подхода  являются авторы многих теорий, в том числеи деятельностного подхода. В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского сложилось понима­ние человека как деятельностного суще­ства, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и по­ступки невозможно объяснить только с точки зрения рацио­нальности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, обще­нии, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает вы­яснение строения самой деятельности и определение составляю­щих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует вни­мание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
Итак, изучение личности опосредуется изучением ее дея­тельности и, по сути, сводится к следующему:

  • определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.);
  • выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчуж­денная;
  • изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), сте­пени их иерархизированности;
  • исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.        

Одной из теорий, возникших в рамках деятельностного подхода, является теория К.К.Платонова. Согласно которой в структуре личности выделяют четыре подструктуры (рис. 5), которые формируются последовательно, начиная с биологически обусловленной и заканчивая подструктурой направленности. Биологически обусловленная подструктура дана человеку с момента рождения и включает в себя: анатомо-физиологические, половые и возрастные особенности. Подструктура форм отражения охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в результате упражнений.  Подструктура социального опыта включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения. Подструктура направленности объединяет отношения и моральные черты личности, выраженные в виде мотивов поведения и деятельности и формирующиеся в результате воспитания. Пронизывают и, тем самым, объединяют данные подструктуры такие свойства личности как способности и характер.

5
Соотношение биологического и социального в структуре личности.
Это соотношение меняется на разных ступенях:

  • исторического развития – на заре человеческого общества преобладал вес биологического, сейчас – социального;
  • на разных возрастных этапах – у новорожденного и стариков превалирует биологический фактор;
  • в норме и патологии – у здорового больше дум о социального, а у больного – о бренном теле;
  • в разных сторонах психики – темперамент включает в себя больше биологического, а мышление – социального.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в единстве, природные черты выступают в личности как социально обусловленные элементы.

Активность личности и её источники
Основным проявлением личности является активность. Источником активности личности, с точки зрения разных автором, являются такие причины как:

  • по мнению З.Фрейда – биологические инстинкты – половой, самосохранения, саморазрушения;
  • по мнению неофрейдистов – личное и коллективное бессознательное,
  • по мнению К.Роджерса, Г.Олпорта и А.Маслоу – стремление к самосовершенствованию,
  • по мнению А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, А.Маслоу и многих других – потребности.

          Потребность – внутреннее состояние нужды, необходимости в каких-то объектах, предметах. Потребности характеризуются следующими признаками:

  • любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то;
  • всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
  • потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности можно разделить на четыре группы:

  • биологические:
    • в движении,
    • в избегании опасности,
    • в продолжении рода,
    • в пище.
  • социальные:
    • в общении,
    • в труде,
    • в признании,
    • в достижении.
  • материальные:
    • в одежде,
    • в жилище.
  • духовные:
    • в познании,
    • в эстетическом наслаждении,
    • в творчестве.

Потребности выражаются в мотивах, т.е. непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по её удовлетворению. Этим разным деятельностям и будут соответствовать разные мотивы. Таким образом, потребность проявляется в общей форме, когда же говорят о конкретном поступке, ТОО говорят о мотивах или побудительных причинах этих поступков.

Мотивация как проявление потребностей личности
Мотив – побуждение к деятельности, в ходе которой реализуется та или иная потребность.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности возникает на базе социализации ее потребностей, лежащих в основе мотивации. Все мотивы, т.е их комплекс, который составляет направленность личности, можно подразделяются на:

  • постоянные (проявляются во всех ситуациях) и ситуативные (присутствующие только в определенных ситуациях),
  • осознанные и неосознанные.

Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение, желания, стремления (мечты, идеалы, страсти), склонности.
Неосознанные мотивы характеризуются тем, что человек не отдает себя отчета в том, что побудило его к деятельности, что является содержанием его потребностей. К ним относятся влечения и установка.
Рассмотрим каждый из названных мотивов.
Интерес – направленность сознания на объект в силу его жизненного значения, познавательной ценности или эмоциональной привлекательности.
Интересы различают по признаку цели (опосредованные и непосредственные), по широте (широкие и узкие), по устойчивости (устойчивый интерес иначе называется склонностью), по содержанию (тем объектам, на которые они направлены – медицинские, спортивные и т.д.),  по действенности (активные – толкающие личность к определенной деятельности, и пассивные – созерцательные), по глубине (глубокие и поверхностные).
Убеждения – это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убеждения могут быть устойчивые и неустойчивые, общественные и антиобщественные. Убеждения основываются и вытекают из мировоззрения.  Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания об окружающем мире – природе, обществе, человеке и их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.
Мировоззрение – система философских, этических, эстетических и иных взглядов на природу, общество и человеческое сознание. Мировоззрение формируется при жизни и зависит от идеологии общества, в котором человек живет. При этом различают такие качества мировоззрения как содержательность, научность, систематичность, цельность, логичность, последовательность, доказательность, обобщенность, конкретность, связь с деятельностью и поведением.
Желание – отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-нибудь осуществить.
Стремления – мотивы поведения, в которых выражается потребность, в создании таких условий, которых пока нет, но на создание которых личность направлена. Стремления реализуются в таких формах как мечта, идеал, страсть. Мечта – образ желаемого будущего, побуждающий человека не только созерцать будущее, к которому он стремится, но и активно действовать для достижения этого. Идеал- стремление подражать или следовать примеру, который личность приняла за образец поведения. Страсть – это мотив, в котором выражается потребность, обладающая непреодолимой силой. Страсть может быть низменной и высокой по отношению к делу, к человеку, к предмету.
Установка - неосознаваемое личностью  состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена определенная  потребность. Установка – это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, осмыслить объект, или действовать с ним.  Предвзятость, составляющая сущность многих установок, является результатом выводов из личного опыта человека или некритического усвоения стереотипов мышления и поведения. Установки по отношению к обычным явлениям общественной жизни могут быть позитивными или негативными, принимающие характер предубеждения. Психологическими исследованиями выяснены три составные части установки:

    • познавательная (образ того, что готов познать и воспринять человек),
    • эмоционально-оценочная (комплекс симпатий или антипатий к объекту установки),
    • поведенческая (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).

Особыми формами установки является внутригрупповая внушаемость и самовнушение, наряду с которыми существует понятие конформизма – приспособленчества, стирания своего мнения, подстраивания под мнение большинства во имя избежания конфликта. Конформность зависит от ряда условий:

  • состава группы,
  • количества членов группы,
  • авторитетности группы,
  • возраста,
  • пола, индивидуальных особенностей человека (характера, темперамента и др.).

Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение может быть к делу, человеку или предмету.
Направленность занимает одно из главных мест в психологической структуре личности, ибо определяет цели и содержание ее активности, деятельности.

Цели личности и уровень притязаний
Активность личности проявляется в деятельности. Любая деятельность человека направлена на достижение определенных целей. В соответствии с целями, на которые претендует личность, которые она ставит перед собой, определяется уровень притязаний. Уровень притязаний определяется тем, какие по трудности выбирает личность среди значимых для неё объектов. При этом выделяют два уровня притязаний (рис.6):

  • адекватный – характеризуется тем, что личность берется за решение задач, соответствующих её возможностям, а так как возможности личности в разных видах деятельности различны, то выделяют такие подуровни как высокий, средний и низкий;
  • неадекватный – имеет две разновидности:
    • завышенный  - возникает в том случае, если личность берется за задачи очень сложные, явно ему не по силам, ничуть, при этом, не сомневаясь в успехе решения;
    • заниженный – личность берется за решение задач явно легких и простых для неё.

            Завышенный уровень притязаний, чаще всего, является следствием таких дефектов в воспитательной работе как чрезмерное захваливание, переоценка заслуг личности, постоянного сопоставления успехов человека с достижениями других людей, причем не в пользу последних. Заниженный уровень притязаний, наоборот, вырастает на почве принижения личности, её успехов, подчеркивания плохих качеств и недостатков развития, выставлении напоказ трудностей оста личности и т.д.

Организационная диаграмма

С проблемой уровня притязаний теснейшим образом связана друга, не менее важная и сложная проблема – самооценка личности. Вступая в общение личность почерпывает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, всё время сверяет то, что она делает, с тем, что ожидают от неё окружающие, справляется с их мнениями, требованиями. Сверяя свои свершения с поступками других, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют ей выработать свою оценку.
Самооценка включает в себя:

  • умение оценить свои силы и возможности,
  • умение отнестись к себе критически.

          Самооценка может быть адекватной и неадекватной (рис.7), т.е. правильно и неправильно отражающей реальные возможности человека.

Организационная диаграмма

В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неправильное, неадекватное; что, в свою очередь, будет определять и его уровень притязаний.
Однако для характеристики личности недостаточно знать лишь одну самооценку. Важно знать, какова, по мнению данной личности, оценка, которую эта личность заслужила в данной группе – ожидаемая групповая оценка. И, наконец, существует реальная групповая оценка – оценка, которую дают личности её товарищи по группе. Эти три показателя – самооценка, ожидаемая групповая оценка и реальная оценка личности – входят в структуру личности и человек вынужден считаться с этими индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиций по отношению к себе и к окружающим. Система этих оценок выступает и как регулятор групповых взаимоотношений.

Перспективы личности и фрустрация
Вся деятельность личности направлена на реализацию потребностей. Объект, который может удовлетворить определенную потребность личности, выступает в сознании личности как цель деятельности. Когда личностью осознается не только цель, но и реальность осуществления этой цели, то это рассматривается как положительное эмоциональное состояние, называемое перспективой личности.
Перспективы личности могут быть:

  • широкие и узкие,
  • личные и коллективные,
  • далекие и близкие.

            На пути реализации выбранной перспективы у человека могут встречаться трудности, препятствия, барьеры. В этом случае у личности возможно возникновение состояния фрустрации – отрицательного эмоционального состояния, противоположному переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу. Фрустрация – крах, крушение планов, надежд.
Фрустраторы - трудности, с которыми может встретиться человек на пути реализации перспективы, могут быть различные:

  • объективные – реальные, непреодолимые;
  • субъективные – преодолимые, но оцениваемые человеком как непреодолимые.

Реагирование человека на действие фрустратора во многом определяется типом высшей нервной деятельности по И.П.Павлову, описание которых дано в теме «Темперамент».   У представителя сильного типа фрустрация проявляется в различных видах вербальной (речевой) или двигательной агрессии – нападения по собственной инициативе – против другого человека, по отношению к самому себе или в воображаемом плане. Представителями слабого типа фрустрация переживается в виде депрессии, апатии, регрессии (возвращение к инфантильным формам поведения), автоматизмов (фиксированные, бесцельные повторяющиеся движения), ухода от действительности в отвлекающую деятельность.
Не всегда фрустраторы вызывают фрустрационное состояние. Выносливость по отношению к трудностям, называется толерантностью. При этом выделяют три вида толерантности:

  • «здоровая» толерантность – человек спокойно и рассудительно учитывает ситуацию (фрустрации нет),
  • напускная толерантность – внешнее спокойствие, но внутри человек очень напряжен, тяжело переживает (фрустрационное состояние появилось),
  • бравирование – подчеркнутое равнодушие, беззаботность, презрение, сочетающееся с  внутренней опустошенностью - чаще встречается у подростков (фрустрационное состояние нарастает).

Толерантность может проявляться временно, а может стать устойчивой чертой характера.

тест по главе

Разработано в КГПУ им. В. П. Астафьева 2006г.