|
Психология общения
Понятие общения
Более широким термином считается коммуникация по сравнению с общением. Так, коммуникация – это обмен информацией между различными системами живой и неживой природы. Частной формой коммуникацией является общение. Общение – это взаимодействие людей в содержании, которого является обмен информацией с различными целями. Общение возможно только в том случае, если оба собеседника активны. Выделяют особенности современного общения:
- Преобладание опосредованного общения (через письма, телефон, интернет и т.п.) над непосредственным, то есть глаза в глаза.
- Преобладание экстенсивного общения (человек общается непродолжительное время, но со многими лицами) над интенсивным, когда происходит длительное общение с одним человеком.
- Современное общение гораздо богаче новыми связями, контактами впечатлениями.
- Общение становится более деловым, нежели личностным (интимным).
Б.Ф.Ломов выделяет функции общения:
- Информационная (в момент общения происходит обмен информацией).
- Аффективная (в момент общения происходит обмен эмоциями).
- Регуляционная (в зависимости от поставленной цели и характера общения собеседник может регулировать ход своего общения).
Наряду с функциями общения выделяют уровни общения: общение человека с самим с собой (внутренняя речь); межличностное (между личностями); общение между поколениями.
Средства общения и приемы общения
К средствам общения относятся: язык, речь, жесты, мимика, физиогномическая маска, поза, осанка, пантомимика, одежда человека.
Язык – это система знаков функционирующих в качестве средств общения и орудия мысли.
Речь– это процесс общения посредством языка. Выделяют виды речи: внешняя и внутренняя (размышления). Внешняя речь бывает устная (монолог и диалог) и письменная.
Номинативная функция речи или называние с помощью звуков или сочетаний человек обозначает предметы и явления.
Коммуникативная функция речи проявляется в том, что с помощью звуков или букв человек передает информацию.
Обобщающая функция речи с помощью букв или звуков человек может назвать группу предметов или явлений.
Жесты применяются при приветствии и прощании, у глухонемых, у представителей различных профессий, для передачи эмоционального состояния.
Мимика – это динамическое выражение лица.
Физиогномическая маска – это застывшее выражение лица характерное для данного человека.
Поза – это застывшее выражение тела.
Осанка – это типичная, наиболее характерное для человека положение тела.
Пантомимика – это выразительное движение тело.
Одежда как средство информации. По одежде можно узнать о человеке очень много и соответственно этому выстроить ход своего общения.
Все приемы общения можно разделить на две группы:
- Приемы языкового воздействия. Речевая экспрессия (интонация, сила голоса, темп речи, пауза). Использование нравоучений, нотаций, просьб, убеждений. Умение спорить, не прибегая к рукоприкладству.
- Приемы неязыкового воздействия. Выражение отношения к содержанию речи (переносный смысл, ирония, юмор, иносказание). Умение играть чужие роли. Способность к сопереживанию. Умение слушать собеседника. Умение оказать эмоциональное заражение своим высказыванием.
Общение и личность
Особенности общения проявляются в личности в виде речевых свойств: экспрессивность, красноречивость, словоохотливость, молчаливость, замкнутость.
В зависимости от поставленных целей и характера предстоящей деятельности человек выбирает определенный стиль речи: разговорный, научный, литературный, официально-деловой, публицистический.
В процессе общения человек устанавливает межличностные контакты или отношения можно разделить по двум основаниям: по мотивам общения и по эмоциональной напряженности.
По мотивам общения: приятельское (мотив – получить удовлетворение от беседы). Дружеское (мотив – обмен чувствами и мыслями). Товарищеское (мотив – сотрудничество в совместной деятельности). Деловое (мотив – установление взаимодействия для решения проблемных задач). Семейное (мотив – создание и укрепление семьи).
По эмоциональной напряженности: эмпатия – это способность сочувствовать и сопереживать другому человеку. Сотрудничество – это такие межличностные отношения, при которых устанавливается распределение и соподчинение ролей обеспечивающих эффективность деятельности. Совместимость – это такое сочетание людей, которое дает максимальный результат при минимальных затратах.
|