"Общая психология"

оглавление
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. Предмет психологии
Глава 2. Методы современной психологии
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ
Глава 3. Личность
Глава 4. Общение
Глава 5. Группа
Глава 6. Деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 7. Сенсорная организация личности
Глава 8. Память
Глава 9. Мышление
Глава 10. Воображение
Глава 11. Внимание
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Глава 12. Эмоции и чувства
Глава 13.Воля
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава 14. Темперамент
Глава 15. Характер
Глава 16. Способности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

ВООБРАЖЕНИЕ

Понятие о воображении и его физиологических основах
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услы­шали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — ли­шите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Воображение — познавательный психический процесс, содержанием которого является переработка предше­ствующего опыта с целью создания новых образов.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вооб­ражения у нас формируется образ никогда не суще­ствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Формирование образов воображения зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Так, подвижность нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют более быстрому возникновению новых образов. Оптимальный очаг возбуждения, доминанта, функционирование детекторов новизны, устойчивость ориентировочно-исследовательского рефлекса – все это образует нейрофизиологическую основу творческой деятельности.
Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. И в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.
Воображение тесно связано с мышлением. Решая любую мыслительную задачу, мы исполь­зуем какую-то информацию. Однако бывают ситуа­ции, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы вооб­ражения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика (таблица 1). Опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Таблица 1

Принципиальная схема решения творческих задач

Условия возникновения

Процесс

Приемы

Результат

Формы реализации

Неопределенные проблемные ситуации

Воображение

Агглютинация
Комбинирование
Типизация
Схематизация
Гиперболизация
Акцентирование
Переосмысление

Эмоционально-чувственно окрашенные продукты воображения

Определенным образом организованная система образов

Отечественный психолог В. Н. Брушлинский счи­тал, что воображение — одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятель­ности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо». Первый период развития воображения охваты­вает первые 15 лет жизни человека, когда развитие воображения несколько опережает развитие мышления. Затем рас­судочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие, а воображение, в боль­шинстве случаев, характеризуется падением ин­тенсивности (при этом, чем меньше падение данной интенсивности, тем большие способности проявляет человек).
Таким образом, воображение в жизни человека выполняет ряд функций:

  • представляет действительность в образах и дает возможность пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирует эмоциональные состояния;
  • обеспечивает произвольную регуляцию познавательных процессов и состояний человека;
  • формирует внутренний план действий;
  • планирует и программирует деятельность.

Виды воображения и процесс творчества

Воображение может быть активным, возникающим по воле человека,  и пассивным, возникающим самопроизвольно (рис.1).

Организационная диаграмма
Рис. 1. Виды воображения

Воссоздающее воображение характеризуется созданием образа предмета по его описанию, а творческое предполагает создание новых образов, требующих отбора матери­алов, в соответствии с замыслом. Мечта – образ желаемого будущего, в зависимости от реальности достижения которого выделяют два вида мечты: мечта-цель и грёзы. Сновидения – «просоночное» воображение, которое возникает в фазу быстрого сна и является результатом активной переработки информации, полученной человеком в процессе бодрствования. Галлюцинации – образы, возникающие в результате преобразования имеющихся представлений под влиянием психотропных веществ или психических расстройств. Имиджи – образы товаров, вещей, которые создаются рекламой и становятся потребностью человека.

Этапы и приемы создания образов творческого воображения
Создание новых образов происходит в два этапа. На первом этапе происходит процесс диссоциации – разрыв, ослабление связей между составными частями в одном и том же образе. На втором ассоциативном этапе наблюдается создание нового образа. Основой создания любых образов воображения яв­ляется синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космиче­ский корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и приемов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких приемов. Чаще они используются человеком неосознанно.
Первый такой прием — агглютинация или комбинирование, т. е. «склеивание» различ­ных, несоединимых в повседневной жизни частей. При агглютинации происходит соединение в новом образе двух частей разных образов, а при комбинировании – их число больше. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, героев стихотворений и мультфильмов – Чебурашки, Мойдодыра и др.
Второй прием — гиперболизация. Это парадок­сальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.
Третий известный прием создания образов фан­тазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым приемом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый прием — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо под­черкивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Шестой прием – переосмысление. В этом случае известные образы применяются в новых смысловых комбинациях. Например, описание доктором Ватсоном и Шерлоком Холмсом одного и того же события; или признание в любви с помощью набора цифр «Я Вас 13, 32, 2, 13, 32» (где цифра обозначает номер буквы в алфавите).

Этапы творчества
1 этап – мотивы творчества:

  • потребность в самовыражении;
  • социальный заказ.

         2 этап – возникновение замысла и его разработка:

  • определение перспективности различных направлений в разработке замысла;
  • оценка средств, необходимых для реализации замысла.

3 этап – сбор материала, необходимого для реализации замысла.
4 этап – реализация замысла. Успех этого этапа определяется трудолюбием человека, его вдохновением и наличием способностей.

Личность и воображение
На основе особенностей воображения у человека формируются устойчивые психически образования – свойства:

    • одухотворенность – способность в будничном, обыденном видеть новое и прекрасное;
    • романтичность – способность оптимистически смотреть в будущее, преодолевая трудности настоящего;
    • мечтательность – способность подчинять сегодняшнее образам желаемого будущего;
    • фантазерство – способность искаженные, выдуманные факты принимать за действительные и верить в это.

Типы личности по особенностям ее воображения
И.П.Павлов в зависимости от преобладания первой (функционирование анализаторов) и второй (речевая деятельность) сигнальной системы, выделял три типа личностей:

  • художественный тип – ориентируется в своем воображении на образы предметов или явлений;
  • мыслительный тип – использует в своем воображении слово, знак, отношения между предметами и явлениями;
  • смешанный тип – является промежуточным типом с признаками как художественного, так и мыслительного типа.

Развитие воображения у детей
При развитии воображения необходимо учитывать положения  ряда теорий.
Так, французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Вы­готский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, со­ответствующие этому чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру,  и рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.
О.М.Дьяченко показала, что воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют в своих онтогенетических преобразованиях другие психические процессы – воображение из непосредственного постепенно превращается в опосредствованное, причем основным средством овладения им со стороны ребенка являются, как было показано в свое время А.В.Запорожцем, модельные представления и сенсорные эталоны.

Принципы развития творческого воображения

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого интересы, речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодей­ствие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

тест по главе

Разработано в КГПУ им. В. П. Астафьева 2006г.