|
Эмоции и чувства
Понятие, виды эмоций
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие – печалят, третьи — возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Выделяют такие виды эмоций как положительные, отрицательные, амбивалентные, стенические и астенические.
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс, страсть
Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).
В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые.
Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, только чувство к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека). Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными; например, чувство любви к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
Настроение — эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения, «рая» и страдания, «ада».
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Стресс – состояние сильного длительного психического напряжения, возникающее у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс проявляется в: дезорганизации деятельности, нарушении нормального хода поведения, нарушении физического здоровья.
Физиологической основой чувств является – ведущая роль:
1. Коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций.
2. II-ой сигнальной системы.
Слово — сигнал для возникновения чувств, эмоций, основа формирования высших чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических
Физиологической основой эмоций является:
1. Обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы (симпатической нервной системы)
2. Вызывают изменения:
- в органах кровообращения
- в органах дыхания
- в органах пищеварения
- в функционировании высшей нервной деятельности (влияют на мышление, память, координацию движений, продуктивность деятельности).
Теории эмоций
Информационная теория П.В.Симонова
1. Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели).
2. Информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.
Психологические теории:
Теория Ч.Дарвина о биологической природе и пользе эмоций. Выразительные эмоциональные движения — это
— рудимент целесообразных инстинктивных действий;
— биологически значимый сигнал для особей своего и других видов.
Теория немецкого психолога Вундта
«Психофизиологический параллелизм» — изменение психических состояний протекает параллельно выразительным движениям, придавая им особое сигнальное значение в выражении чувств.
Теория П.К.Анохина
Эмоции — это продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного мира, способствующий сохранению жизни отдельной особи и всего вида.
— положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат;
— отрицательные эмоции возникают, если реальный результат хуже ожидаемого; повторные неудачи в получении ожидаемого результата вызывают торможение неэффективной деятельности.
Теория «Периферическая» Джемса – Ланге
Возникновение эмоций обусловлено изменениями органических процессов (дыхания, пульса, мимики). Эмоции — сумма органических ощущений: «человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот».
Теория Гельгорна
Эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма:
— положительные эмоции вызывают приток крови, усиление питания тканей, они «молодят» человека;
— отрицательные эмоции вызывают спазм сосудов, они «старят» человека.
Теория когнитивного диссонанса Фестингера
— положительные эмоции — результат совпадения или превышения полученной информации с ожидаемой;
— отрицательные эмоции — результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной;
— если занизить уровень ожиданий, то вызываются положительные эмоции.
Теория Кеннона
Не органические процессы вызывают эмоции, а эмоции и органические процессы порождаются одновременно единым источником.
|