|
Методы современной психологии
Характеристика методов психологии
К методам сбора фактического материала относят: эмпирические (анкета, беседа, тестирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности) и экспериментальные (эксперимент) методы. Данные методы отличаются по следующим признакам:
Эмпирические методы
- Не предполагают создания специальной (экспериментальной) ситуации.
- Не позволяют изучать психические явления в отдельности.
- Психические явления рассматриваются комплексно и поэтому трудно выделить истинную причину данного поведения.
Экспериментальные методы
- Предполагают создание экспериментальной ситуации.
- Позволяют изучать психические явления, изолировано.
- Можно выявить причину наблюдательного поведения.
Эксперимент
Эксперимент – это метод, который изучает психические явления в условиях, создаваемых экспериментатором.
Существуют виды эксперимента: лабораторный (испытуемый знает о своем участии в эксперименте). Выделяют два вида лабораторного эксперимента – аппаратурный и текстовой. Естественный (испытуемый не знает о своем участии). К нему относятся – спортивный, педагогический, политический, медицинский эксперимент. У каждого эксперимента есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства лабораторного эксперимента:
А) Активность экспериментатора
Б) Повторяемость эксперимента
В) Позволяет уточнить точную причину наблюдаемого явления
Г) Количественная обработка полученных данных
Недостатки лабораторного эксперимента:
А) Искажение данных искусственной обстановкой;
Б) Применяется только для взрослых.
Достоинства естественного эксперимента:
А) Активность испытуемого;
Б) Естественность ситуации, при которой не искажается результат.
Недостатки естественного эксперимента:
А) Диапазон активности экспериментатора уже, чем в лабораторном эксперименте;
Б) Не повторяемость.
Разновидностью естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент. Данный метод состоит из следующих этапов:
- Констатирующий (изучается наличный уровень развития изучаемого психического явления);
- Формирующий (на этом этапе с помощью разнообразных методик экспериментатор развивает изучаемое психическое явления);
- Контрольный (определение достигнутого уровня развиваемого психического явления).
Метод наблюдения
Наблюдение – это метод целенаправленного изучения психического явления путем восприятия поступков и действий человека в различных ситуациях.
Различают несколько классификаций метода наблюдения.
- По объекту:
- Монографическое (наблюдение за одним человеком);
- Выборочное (наблюдение за частью);
- Сплошное (наблюдение за всеми испытуемыми).
- По признаку прерывности:
- Непрерывное;
- Дискретное (наблюдение прерывается, но через некоторое время возобновляется).
- По положению наблюдателя:
- Включенное (реально действующее лицо и наблюдатель);
- Не включенное (постороннее наблюдение).
Достоинства метода наблюдения:
А) Естественность обстановки для испытуемого;
Б) Для наблюдения доступны люди разной профессии;
В) Возможность видеть испытуемого в разных ситуациях.
Недостатки метода наблюдения:
А) Пассивность наблюдения;
Б) Подмена наблюдаемых фактов собственными впечатлениями;
В) Не повторяемость наблюдения.
Метод тестов
Тест – это кратковременное испытание, которое проводят с целью измерения уровня развития психики, и имеет стандарт.
Выделяют разные виды тестов:
- Тест – успешности (позволяет измерить уровень овладения знаниями и навыками) н-р т. Монра (навык устного счета);
- Тест – способностей (позволяет измерить уровень развития психических свойств, обеспечивающие успех деятельности) н-р т. Айзенка (уровень развития общих способностей);
- Проективный тест (позволяет измерить уровень развития личности по ее реакциям на внешний объект);
- Конститутивный тест (позволяет измерить личность через придания смысла ею неоформленного материала) н-р т. Роршаха «Чернильные пятна»;
- Конструктивный тест (позволяет получить информацию о личности по ее отдельным проявлениям) н-р т. «Графология»;
- Интерпретационный тест (позволяет изучить личность по результатам толкования различных событий самого человека).
Беседа как метод
Беседа – это метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Требования к данному методу:
– необходимо наметить цель беседы,
– наметить план беседы,
– сформулировать предполагаемые вопросы,
– перед началом беседы создать обстановку доброжелательности,
– задавать больше дополняющих и уточняющих вопросов,
– в начале беседы должны идти нейтральные вопросы, а значимые в середине,
– необходимо внимательно слушать, а не писать ответы.
Анкетирование
Анкета – это опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Виды анкет:
Открытые (опрашиваемый сам формулирует ответы на поставленные вопросы) и закрытые (опрашиваемый из предложенных ответов выбирает наиболее подходящий).
Письменные и устные.
Анонимные (без указания фамилии, имени) и именные.
Непосредственные (информацию о себе дает непосредственно сама личность) и опосредованные (получение информации о личности от других лиц).
Количественные (ответы в анкете даются в виде числа) и качественные (ответы выражаются в виде слова).
Требования к составлению анкет:
– вопросы должны быть четкие,
– интерес к вопросам должен постепенно возрастать,
– сложность вопросов должна соответствовать уровню развития человека,
– вопросов должно быть не более 10 – 15,
– наличие взаимоконтролирующих вопросов,
– необходимо включать вопросы типа «почему»,
– в закрытых анкетах должны быть предусмотрены все варианты ответов.
Метод изучения продуктов деятельности
Продукты деятельности – это предметные или знаковые результаты умственной и физической активности человека.
К продуктам деятельности относят рисунки, поделки, письма, сочинения и т.п.
|