|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Характеристика деятельности
Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.
Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.
Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. Упоминаемый выше С. Л. Рубинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире".
Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.
Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание.
Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.
В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: "деятельность" есть работа, занятие в какой-либо области.
В науке вокруг понятия "деятельность" ведутся серьезные дискуссии. Недостаточно четко определены соотношения категории "деятельность" с такими близкими понятиями, как "активность", "жизнедеятельность", "поведение", "практика". Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие "деятельность" употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать. Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:
- деятельность как совокупность результатов и последствий - продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство;
- деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова;
- деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - это самодеятельность;
- деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность - это практика.
Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории "деятельность" является практика. Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта.
Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.
Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.
Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.
Таким образом, на основании данного анализа правомерно сделать вывод о том, что любая деятельность должна характеризоваться такими особенностями как:
- сознательностью или целенаправленностью;
- социальностью;
- субъектностью;
- предметностью.
Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А. Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое "вообще". Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.
А.Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином "интериоризация" (распредмечивание).
Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П.Я.Гальперину):
- Выявление ориентировочной основы деятельности. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
- Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.
- Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.
- Этап формирования действия во внешней речи про себя.
- Формирование действий во внутренней речи.
При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.
Существует и обратный переход - от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином "экстериоризация". Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану - примеры экстериоризации.
А. Н. Леонтьев и его последователи полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство.
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам:
- труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей,
- учение – деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков,
- игра – деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение.
Компоненты, структура и динамика деятельности
Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.
Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие:
1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов;
2) объект, на который направлена активность субъектов;
3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид, б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.
Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.
Целостная деятельность имеет следующие составляющие (рис.1): потребности - мотивы - цели - условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность - действия - операции.
Первый пласт деятельности, составляющий ее предметное содержание: потребности, мотивы, цели, условия - это компоненты деятельности - внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. При этом выделяют компоненты деятельности:
- содержательные, представленные знаниями;
- операционные, включающие в себя умения и навыки;
- мотивационные, представленные потребностями и мотивами деятельности.
Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, движения) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание.
В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива - в цель и, соответственно, деятельности - в действие; цели - в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.
Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.
Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность - это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив - это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив - это опредмеченная потребность. Или – что, то же самое - предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.
Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель - это представляемый или мыслимый результат деятельности.
Деятельность как целое - это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.
Выполнение деятельности немыслимо без наличия знаний, навыков и умений.
Знания – система представлений и понятий, которой владеет человек.
Различают такие виды знаний, как: теоретические и эмпирические, общечеловеческие и индивидуальные.
Любой вид деятельности связан с движениями. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче, решаемой в тех или иных конкретных условиях. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него операцией, направляемой сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этой операцией, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв становится одним из движений.
Существует несколько классификаций движений:
- по происхождению:
- врожденные (безусловнорефлекторные),
- выработанные (условнорефлекторные).
- по содержанию:
- предметные (взять, переместить, отпустить),
- перемещения (ходьба, бег, прыжки и т.д.),
- коммуникации (речевые движения, жесты, мимика и т.д.),
- установка и поддержания позы (стоять, сидеть и т.д.).
- по реализации вовне:
- реальные,
- идеомоторные (вызывают сокращения соответствующих мышц, но вовне не реализуются).
Движения можно охарактеризовать с помощью таких качественных характеристик как:
- скорость – быстрота прохождения траекторий движущимся органом (например, пальцы при игре на пианино двигаются со средней скоростью 36 км/час, кисть при метании – 288 км/час, скорость бега – 13 км/час),
- темп – количество движений в единицу времени,
- координированность – согласованность движений разных органов.
Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения называется действием. В связи с этим, деятельность может рассматриваться как совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную функцию. Таким образом, действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие между собой жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.
Существует несколько классификаций действий:
- по способу регулирования:
- импульсивные,
- волевые.
- по объекту:
- предметные – действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира; они складываются из определенных движений),
- умственные – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания; экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты).
Умственная деятельность человека делится на:
- перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
- мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
- мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;
- имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами деятельности.
При этом компонентами действий являются:
- центральные (мыслительные) – обеспечивают регулирование действия,
- моторные (двигательные) – обеспечивают исполнение действия,
- сенсорные (чувственные) – обеспечивают контроль выполнения действия.
Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий. Согласно первой из них, умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение низшего порядка при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык - как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. "Навык, - указывал С. Л. Рубинштейн, - возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. То, что данное действие стало навыком, означает, собственно, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью". С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом. Умение высшего порядка рассматривается как третья ступень овладения каким-либо действием и характеризуется тем, что человек способен выполнить какое-либо действие в соответствии с определенными, изменившимися условиями.
Закономерности формирования навыка:
- объединение ряда частных действий в целостные;
- устранение излишних движений и излишнего напряжения;
- ослабление роли зрительного контроля и увеличение роли двигательного контроля.
Пути формирования навыка:
- через простой показ,
- через объяснение,
- через сочетание показа и объяснение.
Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.
В формировании навыка выделяют три основных этапа:
- аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия,
- синтетический – объединение элементов в целостное действие,
- автоматизации – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.
Условия успешного формирования навыка:
- число упражнений,
- темп упражнений,
- распределение упражнений по времени,
- знание результата.
Причины, влияющие на продуктивность навыка:
- объективные:
- конструкция оборудования,
- состояние оборудования,
- условия работы.
- субъективные:
- физиологические:
- утомление,
- состояние здоровья.
- психические:
- отношение к деятельности,
- уверенность в своих силах,
- настроение,
- динамика навыка.
Навыки и умения, приобретенные человеком влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Интерференция предполагает замедление или искажение действий при выработке новых навыков под влиянием имеющихся. Например, как правило, формирование навыка чтения или письма первоклассником в школе представляет для него большую трудность, если перед этим они были неправильно сформированы ранее.
Если действие или элемент поведения становится потребность человека, то говорят о наличии у него привычки. Невозможность совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции.
Личность в деятельности
Жизненный опыт, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности разных видов деятельности – их избирательную направленность, полноту и точность. На основе особенностей каждого вида деятельности и их взаимосвязей у человека формируется собственный индивидуальный стиль деятельности – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности.
Наличие и степень выраженности индивидуального стиля деятельности может определяться такими факторами как:
- мотивами деятельности,
- притязаниями личности,
- отношением к деятельности и др.
На результативность деятельности человека могут влиять как вид мотива, так и его выраженность. При этом различают мотивы - общественнозначимые и личностнозначимые, стабильные и ситуативные – их влияние, как правило, будет определять эффективность деятельности человека. Влияние выраженности мотивации может быть охарактеризована с помощью законов Йеркеса-Додсона (рис.1). Согласно первому закону Йеркеса-Додсона – очень низкий и очень высокий уровень мотивации снижает эффективность деятельности, а средний уровень мотивации обеспечивает максимальную эффективность деятельности.

Данный закон справедлив для выполнения заданий средней трудности, и второй закон Йеркеса-Додсона его уточняет – выполнению легкой деятельности сопутствует высокий уровень мотивации, трудной – низкий ее уровень.

Результативность деятельности будет определяться и динамикой уровня притязаний человека и особенностями взаимоотношений личности с другими людьми в процессе её выполнения. Так, при заниженном уровне притязаний человек в силу наличия собственной неуверенности не будет браться за выполнение на самом деле посильных для него дел, и только подбадривание окружающих его людей может способствовать повышению результативности его деятельности.
Переживание отношения к деятельности, в свою очередь, может способствовать или препятствовать выполнению деятельности. Выделяют следующие виды переживания отношения к деятельности:
- успех,
- неуспех,
- утомление,
- усталость,
- безразличие,
- удовлетворение,
- усталость и др.
Факторами, обуславливающими отношение к деятельности, могут быть:
- соответствие притязаний и достигаемого уровня выполнения,
- соответствие объективных и субъективных целей,
- осознание перспектив своего развития в деятельности,
- общественная оценка результатов деятельности.
Например, по данным Т.Н.Павловой (Цит. по: К.К.Платонов. Вопросы психологии труда. - М, 1970. – С.73) «… при хорошем настроении работоспособность повышается на 0,8 - 4,2%, а при плохом снижается на 2,5 - 18%; … на выполнение дозированного задания при хорошем настроении уходит 1,5-2,6 секунды, а при плохом – 2,5-3,3 секунды …».
|