НОВЕЙШАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация

Настоящая программа предназначена для студентов-магистрантов I курса филологического факультета направления 050100.68 «Литературное образование».
ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА - выявить основные тенденции развития русской и зарубежной литератур на рубеже XX и XXI веков;
продемонстрировать сложную динамику процессов литературного развития;
представить творчество крупнейших авторов и их важнейшие произведения в историческом контексте;
выявить в них воздействие исторических (политических, социальных, религиозных, философских, литературных и др.) факторов;

ЗАДАЧАМИ учебной дисциплины являются приобретение и развитие знаний, умений и навыков для расширения сферы профессиональных технологий и научно-исследовательской работы.
Выпускники по направлению подготовки в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должны обладать следующими навыками и умениями:
– общенаучные:
– умение использовать на практике методы философских и гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
– владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;
– владение методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов культуры и искусства;
– инструментальные:
– владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
– способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
– социально-личностные и общекультурные:
– способность и готовность к социально-культурному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию других форм культуры и искусства; к социальной мобильности;
– готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;
– готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
– способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе культурных, моральных и правовых норм;
– способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению;
– способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии;
– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
– способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе;
– способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философско-эстетических проблем;
– способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе;
– способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности; развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию;
– способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее теоретическому анализу и синтезу;
– способность и готовность к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни;
– способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;
– обладать способностью проводить доказательства утверждений, как составляющей когнитивной и коммуникативной функции;
- предметные:
а) познавательные – формирование знания основных вех мирового литературного развития, хронологические границы основных эпох, характер взаимодействия русской и зарубежной литератур; наиболее значительные этапы, авторов и их произведения;
б) обучающие – умение охарактеризовать художественное произведение, определить его содержательные функции, рассматривать его в системе контекстных связей;
в) методические – подготовить студента к практике преподавания курса литературы в школе, в той его области, которая касается изучения современного русского и зарубежного литературоведения.
– научно-исследовательская деятельность:
– умение проводить сбор, анализ научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
– инновационная деятельность:
– способность формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в теоретических и творческих проектах.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества
и культуры, исторического развития человечества, основные философские
категории и проблемы человеческого бытия;
– основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии литературы в
историческом контексте;
– историю отечественной и мировой литературы и искусства;
– имена и произведения выдающихся зарубежных и отечественных поэтов;
– взаимодействие и связь между произведениями литературы и различными
видами искусства;
– роль литературы в развитии общества, влияние исторических событий
на развитие литературы, значение художественного наследия в жизни
современного общества;
– основные течения и направления в мировой, русской и современной литературе,
тенденции развития современной литературы и культуры в современном
обществе;
– основные этапы, место художественной литературы в общем
культурологическом контексте, систему средств художественной выразитель-
ности.

Уметь:
– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые
философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;
– понимать принадлежность художественной литературы к лучшим образцам европейской интеллектуальной культуры;
– вести исследовательскую работу в области истории, теории и поэтики
литературы;
– использовать полученные теоретические знания о культуре в учебной и
профессиональной деятельности;
– реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск
материала, начало, развертывание и завершение речи);
– осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в
том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными,
философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода,
отраженными в том числе и в литературных произведениях.
– анализировать на основе полученных знаний конкретные произведения
художественной литературы в контексте культуры отдельных стран;
– сопоставлять литературные явления различных традиций, вычленять
общие и специфические черты каждой литературы;
– анализировать литературное произведение в аспекте его национального
своеобразия, его связей с произведениями других национальных литератур
(генезис, структура, функционирование).
–обнаружить в стихотворном тексте систему повторов – на ритмическом и
фонетическом уровне;
– уметь выявить и осмыслить роль этих повторов в контексте стихотворного
целого.

Владеть:
– технологиями приобретения, использования и обновления
социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками
грамотного письма и публичного выступления на русском языке.
– эстетико-аксиологическими ориентирами в области культуры и искусства;
– основными приемами историко-типологического, историко-функционального,
сравнительно-типологического и других современных методов
литературоведческого анализа для научной интерпретации русского и
зарубежного литературного процесса;
– навыками интерпретации произведений искусства;
– навыками литературоведческого анализа наиболее репрезентативных
литературы;
– навыками уважительного и толерантного отношения к литературе иных
национальных культур;
– навыками целостного осмысления явлений искусства;
– основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности.
– базовыми знаниями о поэтике художественного произведения, основами
анализа эстетического сознания и эстетической деятельности;
– основными методами научного изучения художественной литературы;
– основными приемами научного описания и интерпретации произведений в
компаративистском аспекте;
– навыками критического анализа поэтических произведений различных видов
и жанров.

Описание

Кафедра
Кафедра мировой литературы и методики её преподавания
Образовательная программа
050100.68 Педагогическое образование - Литературное образование (о)

Скачать