ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА

Аннотация

Курс истории зарубежной литературы XIX в. рассчитан на годичное изуче­ние ( 4 и 5 семестр). Однако разделить четкой гра­ницей литературный процесс XIX в. невозможно. Романтические и реалистические тенденции соседствуют во времени, находятся в сложной диалектической связи отталкивания — притяжения. Острая полемика пред­ставителей этих литературных направлений не мешала использовать на­копленный эстетический опыт предшественников и современников. Таким образом, курс лекций о романтизме (4 семестр) нужно рассматривать как часть единого курса литературы XIX в. .
Особое внимание в курсе будет уделяться как национальной специфике за­падноевропейской и американской литературы, так и их взаимовлиянию и обогащению. Поскольку курсы «Романтизм в зарубежной литературе» и «Рус­ский романтизм» читаются параллельно, важной целью является установ­ление связей романтизма Западной Европы и России.
Курс строится по историко-литературному принципу. За лекцией, где рассмат­риваются теоретические положения, следуют лекции, конкретизирующие те­орию на примере литературного процесса преимущественно европейских стран. Литература США входит небольшим по объему блоком и дает возможность продолжить разговор о влияниях и национальной самобытности. При анализе литературы отдельной страны характеризуются основные школы и объединения. Часть лекций построена по монографическому принципу посвящена творчеству наиболее ярких писателей.
Учитывается педагогическая направленность вуза, акцент делается на творчество писателей, изучающихся в школе. Школьные программные произведения выносятся на практические занятия для детального текстуального изучения.

Цель преподавания курса — сформировать систему знаний о литературном процессе первой половины XIX века в Европе и Америке.

Задачи:
1) раскрыть причины появления романтизма, определить его философскую основу,
2) проанализировать эстетические основы романтизма ,
3) дать понимание национальной специфики романтической литературы.


В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;
– основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии литературы в историческом контексте;
– историю мировой литературы и искусства;
– имена и произведения выдающихся зарубежных писателей;
– взаимодействие и связь между произведениями литературы и различными видами искусства;
– роль литературы в развитии общества, влияние исторических событий на развитие литературы, значение художественного наследия в жизни современного общества;
– основные течения и направления в мировой литературе, тенденции развития современной литературы и культуры в современном обществе;
– основные этапы, место художественной литературы в общем культурологическом контексте, систему средств художественной выразительности.

Уметь:
– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;
– понимать принадлежность художественной литературы к лучшим образцам европейской интеллектуальной культуры;
– вести исследовательскую работу в области истории, теории и поэтики литературы;
– использовать полученные теоретические знания о культуре в учебной и профессиональной деятельности;
– реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);
– осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода, отраженными в том числе и в литературных произведениях.

Владеть:
– технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке.
– эстетико-аксиологическими ориентирами в области культуры и искусства;
– базовым литературоведческим терминологическим аппаратом;
– навыками интерпретации произведений искусства;
– навыками литературоведческого анализа наиболее репрезентативных форм античной, классической и современной литературы;
– навыками уважительного и толерантного отношения к литературе иных национальных культур.
– навыками целостного осмысления явлений искусства;
– основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности.
– базовыми знаниями о поэтике художественного произведения, основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности;
– основными методами научного изучения художественной литературы;
– структурно-семиотическими подходами к осмыслению образных систем художественной литературы;
– навыками критического анализа литературных произведений различных видов и жанров.

Описание

Кафедра
Кафедра мировой литературы и методики её преподавания
Образовательная программа
5.9.5. Русский язык. Языки народов России (о)