РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КЛАССИКА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация

Настоящая программа предназначена для студентов-магистрантов I курса филологического факультета направления 050100.68 «Педагогическое образование».
ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА - пристальное изучение русской и зарубежной классики с точки зрения проблемы национальной идентичности и выражения национальной картины мира.
Единство общего и особенного в каждой отдельной культуре позволяет изучать национальные литературы в историко-сравнительном и типологическом плане.

В современной жизни мегаполиса, характеризующейся полиэтничностью, литература (как высшая форма существования языка) в большей степени, чем иные социальные механизмы, становятся основой для культурного единства многонационального города и приобретают функционально-коммуникативный статус.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;
– основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии литературы в историческом контексте;
– историю отечественной и мировой литературы и искусства;
– имена и произведения выдающихся зарубежных и отечественных поэтов;
– взаимодействие и связь между произведениями литературы и различными видами искусства;
– роль литературы в развитии общества, влияние исторических событий на развитие литературы, значение художественного наследия в жизни современного общества;
– основные течения и направления в мировой, русской и современной литературе, тенденции развития современной литературы и культуры в современном обществе;
– основные этапы, место художественной литературы в общем культурологическом контексте, систему средств художественной выразительности.

Уметь:
– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;
– понимать принадлежность художественной литературы к лучшим образцам европейской интеллектуальной культуры;
– вести исследовательскую работу в области истории, теории и поэтики литературы;
– использовать полученные теоретические знания о культуре в учебной и профессиональной деятельности;
– реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);
– осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода, отраженными в том числе и в литературных произведениях.
– анализировать на основе полученных знаний конкретные произведения художественной литературы в контексте культуры отдельных стран;
– сопоставлять литературные явления различных традиций, вычленять общие и специфические черты каждой литературы;
– анализировать литературное произведение в аспекте его национального своеобразия, его связей с произведениями других национальных литератур (генезис, структура, функционирование).
–обнаружить в стихотворном тексте систему повторов – на ритмическом и фонетическом уровне;
– уметь выявить и осмыслить роль этих повторов в контексте стихотворного целого.
Владеть:
– технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке.
– эстетико-аксиологическими ориентирами в области культуры и искусства;
– основными приемами историко-типологического, историко-функционального, сравнительно-типологического и других современных методов литературоведческого анализа для научной интерпретации русского и зарубежного литературного процесса;
– навыками интерпретации произведений искусства;
– навыками литературоведческого анализа наиболее репрезентативных литературы;
– навыками уважительного и толерантного отношения к литературе иных национальных культур.
– навыками целостного осмысления явлений искусства;
– основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности.
– базовыми знаниями о поэтике художественного произведения, основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности;
– основными методами научного изучения художественной литературы;
– основными приемами научного описания и интерпретации произведений в компаративистском аспекте;
– навыками критического анализа поэтических произведений различных видов и жанров.

Описание

Кафедра
Кафедра мировой литературы и методики её преподавания
Образовательная программа
050100.68 Педагогическое образование - Технологии обучения русскому языку и литературе (о)

Скачать