Методология и методы организации научного исследования. Магистратура. Психологияи педагогика семьи

Аннотация

Программа по методологии и методам организации научного исследования построена с учетом новейших достижений в области психологии, педагогики и смежных наук. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.
Профессиональная деятельность магистра в области психолого-педагогического образования предъявляет повышенные требования не только к его профессиональным качествам, но и к уровню владения культурой исследования, которая предполагает не просто умелое использование имеющегося в практике инструментария, а, в большей степени, владение способами организации исследования, при котором возможно было бы обработать результаты в соответствии с анализируемой проблемой исследования, а также содержательно интерпретировать результаты обработки полученных результатов.
Изучение математических основ психолого-педагогического исследования предполагает рассмотрение не только формул и теорий, но и их практическое применение для решения практических задач, способствует развитию целостного взгляда на принципы организации научного исследования, пониманию назначения и места математических теорий и методов, умений работать с информацией, представленной и в виде числовых значений, графиков, таблиц, описывать и объяснять их на психологическом языке.
Структура дисциплины определяется последовательностью анализа эмпирических данных, результатов исследования, технологией проведения психологического исследования.
Основная цель дисциплины: подготовка магистрантов к написанию и защите диссертации на степень магистра образования; специалистов для высшей школы, способных вести научно-педагогические исследования, учебные занятия со студентами, а так же при желании продолжить обучение в аспирантуре на основе знания методологии психолого-педагогических исследований.
Задачи дисциплины:
1. раскрыть понятия, отражающие порядок планирования и организации психолого-педагогического исследования; показать студентам роль планирования в обеспечении валидности; сформировать у студентов целостное представление о проблемах исследования в образовании;
2. сформировать у студентов положительную мотивацию на использование современных математических методов в фундаментальных прикладных психологических исследованиях;
3. дать знания об основных математических понятиях статистики и их применении для представления и анализа результатов психологического исследования;
4. познакомить с основными современными методами анализа экспериментальных данных;
5. продемонстрировать возможность работы с различными пакетами прикладных программ, позволяющих анализировать данные экспериментальных исследований.
Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят правильно поставить задачу эмпирического исследования, проанализировать полученные результаты, подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, а также выбрать подходящие методы анализа эмпирических данных и корректно их использовать.
В результате изучения дисциплины магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
 организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
 организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
 формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
Дисциплина является частью подготовки магистров по профессиональному циклу (вариативная часть) программы «Психология и педагогика семьи». Дисциплина изучается на 1 курсе во втором семестре и содержательно связана с курсами «Философия», «Общая и экспериментальная психология», «Детская психология», «Психология развития», «Математика» на бакалавриате.
Занятия проходят в форме обсуждения теоретических и методических вопросов, анализа рефератов, докладов, сообщений, аннотаций, рецензий статей, проектно-исследовательской деятельности и решения задач.
Изучение дисциплины завершается экзаменом в форме собеседования и решения задач.

Описание

Кафедра
Кафедра психологии и педагогики детства
Образовательная программа
050400.68 Психолого-педагогическое образование - Психология и педагогика семьи (о)