Психология девиантного развития и поведения

Аннотация

Дисциплина «Психология девиантного развития и поведения» является дисциплиной профильной подготовки бакалавриата 050700 «Педагогика».
В рамках изучения дисциплин у студентов формируются представления о девиантном поведении как своеобразном способе компенсации разнообразных отклонений от нормативного нервно-психического развития. Причем решение проблем нервно-психического развития и формирующихся на их базе поведенческих девиаций возможно лишь в рамках мультидисциплинарного медико-психолого-педагогического подхода.
Учебно-методический комплекс дисциплин (УМКД) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных документов и учебно-методических материалов, определяющих цели, содержание дисциплины, а также материалов, необходимых для всех видов аудиторных занятий и организации внеаудиторной работы обучаемых. УМКД включает в себя совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения учебной дисциплины при консультационной поддержке преподавателя.
В состав УМКД входят:
1. Пояснительная записка – документ, ориентирующий в составе и содержании УМКД, содержащий краткое описание разделов УМКД.
2. Организационные документы – документы, содержащие информацию о структуре, содержании, ресурсном обеспечении, порядке изучения дисциплины
• Выписка из стандарта об обязательном содержании дисциплины – документ, определяющий обязательный минимум содержания дисциплины (кроме дисциплины вузовского компонента).
• Примерная программа дисциплины, рекомендованная Федеральным агентством по образованию РФ(кроме дисциплины вузовского компонента).
• Рабочая модульная программа дисциплины, разработанная на основе Примерной программы с учетом бюджета времени, отведенного на изучение учебным планом подготовки по бакалавриату и специальности. Во введении раскрыты цели и задачи дисциплины в структуре профессиональной подготовки, определены требования к знаниям и умениям студентов. Программа рассчитана на один семестр и носит модульный характер.
В рабочей программе представлен тематический план изучения дисциплины по очной и заочной формам обучения, различающийся по количеству и содержанию модулей, а также бюджету времени на разные виды учебных занятий.
Содержание теоретического курса разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом и Примерной программой дисциплины, а также с учетом потребностей подготовки практических психологов образования (кроме дисциплины вузовского компонента).
В рабочую программу включены темы семинарских занятий с указанием изучаемых вопросов, имеется список основной и дополнительной литературы.
«Учебно-методическая карта дисциплины» представляет собой перечень модулей дисциплины с указанием бюджета времени на аудиторную (лекционный курс, семинарские занятия) и самостоятельную работу по каждому модулю. Учебно-методическая карта разработана для очной и заочной форм обучения с учетом специфики образовательного процесса.
«Карта самостоятельной работы» включает график самостоятельной учебной работы студентов по дисциплине с указанием ее содержания, форм работы, объема в часах, сроков и форм контроля за результатами. Карты представлены для очной и заочной форм обучения.
Формы и методы контроля усвоения материала дисциплины разработаны в соответствии с целями и задачами программы и представлены набором тестовых заданий, вопросами к зачету.
«Карта согласования с другими дисциплинами» раскрывает логическую связь дидактических целей дисциплины с другими, связанными с ней учебными курсами по данной специальности.
• С ресурсным обеспечением дисциплины можно познакомиться, изучая карты ресурсов:
Карта литературного обеспечения дисциплины включает перечень учебников и учебных пособий, обязательной и дополнительной литературы, информационных источников на электронных носителях с указанием количества экземпляров и базы информационных ресурсов.
Карта обеспеченности дисциплины учебными материалами включает информацию о количестве имеющихся в наличии учебных материалов, необходимых для проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. В этот перечень входят учебно-методический комплекс, рабочая программа дисциплины, рабочая тетрадь, электронная библиотека, раздаточные материалы, тестовые задания.
Карта обеспечения дисциплины оборудованием включает информацию об аудиторном оснащении дисциплины и перечень технического оборудования, необходимого для изучения дисциплины, с указанием количества экземпляров. В этот перечень входит оборудование, предназначенное для демонстрации слайдов, презентаций на различных видах учебных занятий (медиапроектор), а также оборудование для самостоятельной работы студентов (сетевой сервер, персональные компьютеры).
• Технологическая карта дисциплины определяет количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях. Технологическая карта разработана в соответствии с содержанием дисциплины и включает входной, базовые, итоговый модули. Формы работы внутри модулей – как общие (работа на семинарских и практических занятиях, конспектирование), так и специфические для дисциплины (составление и защита понятийного словаря, разработка презентации доклада, обзор периодики, составление тестов и вопросов-суждений). Технологическая карта представлена для очной и заочной форм обучения.
3. Методические рекомендации для студентов – комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
Содержание методических рекомендаций включает:
• Рекомендации по подготовке и работе на аудиторных занятиях (лекциях, семинарских занятиях).
• Рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы (написанию конспектов, рефератов, подготовке докладов, выполнению заданий для самостоятельной работы, созданию портфолио).
• Рекомендации по работе с литературой.
• Рекомендации по работе в модульно-рейтинговой системе.
• Рекомендации по подготовке к зачету.
4. Учебные материалы (на бумажных и электронных носителях) – материалы теоретического, практического или иного характера, используемые в образовательном процессе в рамках данной дисциплины. В состав дидактических материалов входят:
• Рабочая тетрадь.
• Тестовые задания.
• Ситуационные задачи.

Описание

Кафедра
Кафедра психологии и педагогики детства
Образовательная программа
050700.62 Педагогика - Детская практическая психология (з)