Языкознание в деятельности учителя английского языка_РПД_44.03.05_ История и иностранный язык (английский)

Аннотация

Направление подготовки: 44.03.05. Педагогическое образование
Профиль: История и иностранный язык

Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единицы (144 часа)

Цель дисциплины: формирование системного знания о языке.

Место дисциплины в структуре образовательной программы: вариативная часть основной образовательной программы

Основные разделы содержания
Раздел №1: ЯЗЫК КАК СИСТЕМА И СТРУКТУРА
Тема 1. Понятие системы и структуры. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Определение языка. Физиолого- акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста.

Тема 2. Типы языковых значений. Коммуникативный анализ речевых единиц. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента. Герменевтика и проблема понимания. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.

Тема 3. Типы языковых категорий. Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность.

Раздел №2 ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Тема 4 Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы. Фонология. Основные фонологические школы. Трактовка основных фонологических понятий. Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле.

Тема 5. Лексикология и грамматика. Свойства слова. Семасиология, понятие значения. Принципы номинации. Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, историческая и контенсивная типологии. Проблема универсалий.

Тема 6. Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки. Лингвостатистические методы. Новые информационные технологии. Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Сравнительно-исторический метод. Коммутационный метод. Дистрибутивный анализ. Анализ по НС и трансформационный анализ.


Планируемые результаты обучения:
ОК-1 – способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
ПК-12 – способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Составители:
К.ф.н., доцент кафедры английского языка М.А. Битнер
К.ф.н., доцент, доцент кафедры английского языка Н.В. Колесова

Описание

Предмет
Языкознание в деятельности учителя английского языка
Кафедра
Кафедра английского языка
Образовательная программа
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - История и иностранный язык (английский) (о)

Требуется авторизация

Для просмотра этого документа требуется авторизоваться

Войти